На этом канале хочу выложить отрывки из воспоминаний своего деда Богданова Василия Яковлевича. Много лет лежала у меня дома его тетрадь-справка об истории рода Богдановых. Серая тетрадь, исписанная мелким почерком. К сожалению, написал он совсем немного. Можно сказать, только начал. Но даже эти небольшие сведения были мне очень интересны. Начну с описания скитаний, которые пришлось вынести дедушке Василию и его родным.
Богдановы принадлежали к сообществу молокан. Записки Василия Яковлевича начинаются с 1837 года, это год рождения его деда Ивана Семеновича. Родился он уже в селе Большая Воронцовка, куда выселяли сектантов в 19 веке. Предположительно, Богдановы были выселены туда из Тамбовской губернии.
[Большая Воронцовка (1837) (сейчас г. Ташит в Армении) – Малая Воронцовка, Зарушатский уезд Карской губернии (1880) – село Родионовка, Зарушатский уезд Карской губернии (1911 год) – Кубань, станица Кавказская (1918 год) – возвращение в Карскую губернию на барже и буксире «Володя», заново отстраивали Родионовку (1918-1920) – переезд в Целинский район, Сальские степи, после передачи Карса Турции в 1920 году]
Из воспоминаний Богданова Василия Яковлевича (1911-1991)
Наш дедушка (мой прапрадедушка – В.Буз.) Иван Семенович Богданов, рождения 1837 года, уроженец села Большая Воронцовка, Армянской губернии ныне поселок Калинина Армянской ССР (в 2021 года – город Ташит в Армении), сын крестьянина, умер в Тбилиси в 1939 году, в возрасте 102 лет.
Иван Семенович с первой супругой Прасковьей Андреевной имел большую семью, 9 человек, 5 сыновей и 4 дочери.
Один из сыновей Богданов Яков Иванович (отец дедушки Васи – В. Буз.), рождения 1880 года, уроженец села Малая Воронцовка, Зарушатского уезда, Карской губернии (Турция), из крестьян, любитель скотоводства и хлебородства, образованию не обучен, в школу не ходил, учился сам над собой, читать и писать умел, но слабовато, однако разбирался во всех вопросах жизни правильно и политически был настроен против царского строя.
Жизнь в Родионовке
Яков Иванович, будучи женихом, вырастал в селе Родионовка Зарушатского уезда Карской губернии. Этот населенный пункт они создали своими силами, т.е. возвели дома, конюшни для скота и сыроваренный завод. В селе в начале числилось 32 двора и оно названо Родионовкой, потому что в нем проживало большинство (16 дворов) семейства Родионовых. В основном, они были родные братья. Иван Назарович, Гаврил Назарович, Яков Назарович, Алексей Назарович и Василий Назарович со своими сыновьями, дочерьми, внуками, - все крестьяне.
Занимались скотоводством и масло-сыроварением (швейцарского сыра). Завод содержали на общественных началах, готовую продукцию делили между собою по количеству поступившего молока от каждого члена общества. Председателем или старшим смотрителем за работой завода и выработкой сыра-масла выбирался на общем собрании один из его членов сроком на один год, а учетом поступаемого молока и выработанной продукции и их распределением в большинстве занимался Василий Иванович Богданов, его контролировала комиссия в составе трех человек.
Яков Иванович состоял членом общества по сыромаслоизготовлению, имел в начале 5 дойных коров, а затем их число увеличилось до 17 коров и трех лошадей рабочих.
Корм для животных, в основном, добывали сами, путем сенокоса в летнее время и обмена сыра на отруби и ячменную муку. Коровы летом в течение 6 месяцев находились на пастбищах, а осенью, зимой и весной на скотных дворах (теплых конюшнях).
Климат был высокогорный и суровый, хлебопашеством не занимались из-за короткого лета и зерно не созревало.
Яков Иванович женился в возрасте 18 лет на Евдокии Минеевне, ей тогда было около 16 лет, она была сиротой, т.е. отец ее Миней Евсеевич Савилов умер. Он жил в селе Головиновка, вблизи поселка Дилижан в Армении, а ее мать Мария Ефимовна после смерти мужа вышла замуж в с. Малая Воронцовка за Подгорелова Ефтея Афанасьевича, у которого тоже жена умерла, характерно, у каждого из них было по 11 детей, которых они объединили, да совместно еще народили сына Афоню, эта семейка состояла из 25 человек. Всех детей они воспитали, построили сыновьям домики, отделили их, дочерей выдали замуж, - и дружно радовались своими детьми, внуками и правнуками. Удивительно было то, что, как нам помнится, всегда и всюду были они дружными, уважали друг друга и в случае чего оказывали братскую помощь каждой потерпевшей семье, и это у них сохранилось у каждого до глубокой старости и да конца их жизни.
Отец наш Яков Иванович и мать Евдокия Минаевна, она рождения 1883 года, жили они в своем доме на окраине села Родионовки, имели семью в составе 8 человек, в том числе двух сыновей и 4х дочерей с 9 внуками, 15 правнуков и 2 праправнука.
Переселение из Родионовки Карской губернии в 1916 году
После русско-турецкой войны в 1914-15 годах Карская губерния без боя стала в руках турецкого правительства, потому что в русских войсках было брожение и армия разложилась, фактически разбежалась. Турки стали грабить, насиловать и убивать русских. В связи с таким произволом жители двух сел Родионовки и Богдановки были вынуждены бежать из своих населенных пунктов кто куда. В основном некоторая их часть выехала на Кубань, в Большую Воронцовку и Тифлис.
Во главе дедушки Ивана Семеновича выехали на Кубань семьи Василия Ивановича, Григория Ивановича, Алексея Ивановича и наш отец Яков Иванович. Нас тогда было в семье 4 человека, отец, мама и два брата, Федор и Василий.
Станица Кавказская
С осени 1916 года и до зимы 1918 года все проживали в станице Кавказской на квартирах у казаков, работали на их усадьбах и еще подрабатывали на содержание семей путем найма, кто чем мог, но, в основном, по сельскому хозяйству. Наша семья квартировала в усадьбе генерала, его не было дома, а его жена с дочкой Ниной не обижали нас, так как мы все делали для них в их хозяйстве и в саду.
Мне приходилось в возрасте 7 лет быть конюхом и посыльным у тети Нины, разносил письма ее подругам и знакомым. Она не обижала меня и даже подарила одну шелковую желтого цвета казачью рубашку, из которой мама мне перешила рубашку, но носить ее не пришлось. Однажды мы, будучи ребятишки, купались на реке Кубани, и вот группа молодых казачков напали на нас и всю одежду забрали у нас, а нас крепко избили.
В школу детей беженцев, так нас там величали, не принимали в казачии школы, и мы оставались неучами.
Возвращение в Карскую губернию: 10 дней плавания на барже
Весной 1918 года все беженцы приняли решение возвратиться на Родину в свои села. Много беженцев собралось в апреле 1918 года в гор. Новороссийске. Там тоже взрослые работали более месяца на пристани грузчиками, а мы, детишки, собирали из-под бочек подсолнечное масло, это какой-то был открытый склад с большим количеством масла и никто его не охранял, видимо, хозяин сбежал за границу, а новая советская власть еще не освоила эти склады.
И вот после революции 1917 года большинство беженцев стали возвращаться на свою Родину. Из числа беженцев, в том числе и наши Богдановы смогли договориться в морском порту и с 1 по 10 мая 1918 года мы плавали на барже из г. Новороссийска до г. Батуми, была сильная качка, и маленький буксир «Володя» еле-еле тащил нашу баржу. Как помнится, в это время была праздник Святой Пасхи и все пожилые на барже молились Богу, чтобы благополучно доплыть до Батуми.
Однако, будучи уже возле бухты г. Батуми, вечером поднялась буря с грозой и сильным дождем. Ветер был такой силы, что наша баржа потянула буксир «Володю» в открытое море, тогда капитан буксира стал давать тревожные сигналы, а баржа быстро удалялась от ворот бухты в море. Встревоженные пассажиры стали плакать и еще больше молиться Богу, а гибель была близка.
На тревожные сигналы прибыл английский военный большой корабль – он вплотную подошел к барже, захватил ее тросами и вместе с буксиром доставил в бухту и причалил к берегу. Там сейчас же стали разгружать баржу, которая была загружена свежими досками и людьми.
В этой буре при сильной качке умерло два человека – один пожилой и годовалый мальчик.
Всех беженцев из баржи переселили на берег в один длинный барак, когда-то он был складом. Утром медицинские работники Батумского морвокзала сделали прививки всем пассажирам от малого до старого. На третий день похоронили в Батуми умерших, мужчину Еропкина и ребенка, не помню его фамилии.
В Батуми мы в бараке прожили 9 дней и выехали поездом в Тифлис, а из Тифлиса тоже поездом в гор. Карс.
Первоначально большинство прибывших расселилось у своих родственников или знакомых в разных селах. А наши родители около года с нами проживали в селе Чахмахи, у молокан Бахолдина Ивана, отчество не помню, эти люди были дальние родственники отцу и хорошо помогли нам, потому что отец наш Яков Иванович был сильно болен. Бахолдины дали нам одну корову и трех овец и за недорогую цену продали нам одну лошадь-кобылицу серой масти по кличке Серуха.
Здесь тоже школы не было, мы, детишки, вместе с ребятами Бахолдиными под руководством Чернышова Матвея Даниловича, он у них пастухом был, вместе пасли овец и коров с молодняком в Чилгауре (?). Там были и пчельники Бахолдиных и других односельчан. Мама с нами рыла картофель и заработали 15 пудов картошки на зиму и 3 пуда капусты насолили.
Снова Родионовка
Весной наш отец выздоровел, и мы всей семьей выехали в свое село Родионовка, где наш дом и другие строения были сожжены и разрушены. Пришлось заново строить себе жилье и скоту сараи и баню.
К зиме все было сделано. Летом накосили сена, заготовили дрова и кизяка, так что зимовать пришлось в своей избушке с теплой крестьянской печкой. Но этот год был напряженным и все наши односельчане, почти от мала до старичка, дружной семьей восстановили сыроваренный завод и изготовляли швейцарский сыр и сливочное масло. Мастером завода был дедушка Дмитрий Матвеевич Караев с тетей Мане и тремя детьми, они все работали на этом заводе.
Этот период жизни в своем селе Родионовке длился всего лишь два года, с 1918 по осень 1920 года. Здесь тоже школы не было, и мы оставались неучами.
После революции в России Карскую губернию взяли в свои руки армянские дашнаки, которые развернули борьбу со всеми людьми, кто им мешал. Особо они уничтожали лиц, замеченных и сочувствующих Советской власти.
А главное, дашнаки стали грабить и сжигать турецкие населенные пункты, и на этой почве развернулась армянско-турецкая резня, в результате которой целыми селами уничтожались все население турков, а турки в ответ так же уничтожали армянские села и всех армян, кто не смог укрыться, - это был ужасный 1919 год.
Вследствие чего люди стали напряженными от ужаса такого массового уничтожения народов двух наций.
Переезд в Сальские степи
В 1920 году по указанию Ленина, вся ранее принадлежащая территория, завоеванная Русской армией, от города Александрополя, ныне Ленинакана, до Ерзерума и (…) была по договору на 20 лет передана Турецкому правительству. И тогда все армяне сбежали в Россию и в другие страны, а из числа русских молокан духоборов, много выехало из Карской губернии. Однако некоторые остались в Турции и только через 40 лет, т.е. в 1960 и 1961 году все же им тоже удалось покинуть свои родные места и выехать в СССР. В основном, в Ставропольский край и Астраханскую область. Им были выделены ссуды и предоставлены в совхозах квартиры, отдельные дома с приусадебными угодьями, в виде аренды и оплаты в течение 15-ти лет. Этим людям повезло.
А мы и другие наши односельчане зимой 1919-1920 году были ограблены и без ничего бросили свои дома и сбежали, а впоследствии совсем выехали в СССР, где расселили молокан и духоборов. Это Целинский район, Сальские степи на Дону, бывшие помещичьи усадьбы и пастбища.
1920-1922: скитания до того, как попали в Сальские степи
Некоторые воздержались поехать в эти степи, так как в России начался голод 1920-21 гг.
Наши Богдановы, т.е. все сыны и дочери Ивана Семеновича с семьями остановились около Александрополя у реки Арпачай, там у границы с Турцией и СССР, на нейтральной зоне летом косили сено и сдавали его советским учреждениям в гор. Ныне Ленинакане, в ожидании разрешения правительства СССР на въезд в Советскую Россию.
В июле 1920 года мы прибыли в село Большая Воронцовка, а по пути имели попытку остановиться в селе Бойзекуш, бывшее армянское село, это в горах Карагачи. Но по настоянию женщин, которые были испуганы тем, что почти в каждой армянской сакле обнаруживались зарытые трупы убитых людей, там селиться не стали.
В сентябре 1920 года мы в начале жили в палатках около Кириллова хутора в 10 км от села Большая Воронцовка и все трудоспособные наши люди стали помогать своим родственникам в уборке урожая и заготовке сена.
В ноябре-декабре 1920 года нас вселили на хуторе Богдановка у родственников. Нашу семью и Краснова Гр.Прокофьевича вселили в школу, в помещение одного класса, где мы и зимовали в составе 11 человек.
Краснов Григорий работал поммастера на сырозаводе, а наш отец рабочим этого завода в период зимы, а весной помогал своим родственникам на посевной работе.
Забыл описать осень и зиму 1920 года. В этот период молотили хлеб, возили сено, убирали картофель. В школу нас не приняли, так как не было учителей и свободных мест в классе – таким образом мы оставались неучами – но каждый из нас самостоятельно учился, как смог. Мне помогали мой отец и Иван Григорьевич Богданов в освоении азбуки и первоначальной арифметики и они обучили меня письменному навыку.
У меня была хорошая память и я быстро усваивал учебу, при том сам старался овладеть наукой.
Все лето, осень и зиму работали людям по уборке урожая и подготовке к зиме, конечно, за возмещение. Мой отец с нами заработал в 1921 году одну корову, лошадь и хлеба с картошкой на весь год. Почти так же прошли весна и осень 1922 года.
Весь этот период трудились и готовились на выезд в Сальские степи. Я, как самый меньший сын больше всего свое детство в этом хуторе проводил с сынами-почти одногодками, у деда Богданова Михаила Семеновича с его сынами Семеном, Федором и Тимофеем. С нами дружили Федор и Василий сыны Матвея Константиновича Богданова и Андрей, сын Ивана Андреевича. Мы гурьбой ходили на рыбалку в расположенные неподалеку озера и вниз по речке. Рыболовству учил нас Иван Андреевич, это был заядлый и преданный рыбак.
Осенью 1922 года мы, прежние жители села Родионовка, погрузились в вагоны на железнодорожной станции Караклис и выехали в Сальские степи.