Профессия гувернантки была одной из самых распространённых среди педагогов в России вплоть до второй половины XIX века. Мужчины-гувернёры встречались, но очень редко. В Санкт-Петербурге и его пригородах во время всероссийской переписи населения 1897 года было зарегистрировано 1148 гувернанток, и всего 61 гувернёр. В первую очередь стоит напомнить, что профессиональный выбор у женщин был совсем небольшой и эта ситуация менялась долго и со скрипом.
И не смотря на то, что общество считало, что работать - не женское дело, количество женщин, которые сами вынуждены были обеспечивать себя (а иногда и своих родных) было отнюдь не маленьким.
Чем гувернантка отличается от других педагогов? Эта женщина одновременно и педагог, и воспитатель, и она длительное время живёт жизнью чужой семьи.
При этом для культурной семьи гувернантка была человеком авторитетным. Было принято, выбрав гувернантку, не вмешиваться в её работу и не подвергать сомнению её методы воспитания.
Многие девушки становились гувернантками сразу же после выпуска из учебного заведения. Особенно часто в этой профессии встречались сироты и бесприданницы - они с детства знали, кем станут, когда вырастут: будут учить чужих детей.
Начальницы институтов и классные дамы были в курсе, в каком положении находятся их воспитанницы, поэтому старались подыскать место для тех выпускниц, которым предстояло самим зарабатывать себе на жизнь в обществе, где большинство рабочих мест было совершенно недоступно для женщин.
Участь гувернанток как правило была незавидной. Девушки взрослели, а затем и старились в чужой семье, воспитывая чужих детей, всю жизнь подстраиваясь под нравы и обычаи хозяев.
"Истории Золушки", когда, например, вдовец женился на гувернантке своих детей, конечно, случались, но слишком редко. А гораздо чаще случалось, что мужчины дома воспринимали прислугу (и гувернанток в том числе) как "цель", и конечно же не серьёзную. Юная, неопытная девушка могла порой попасть в некрасивую ситуацию.
Вот прекрасный и наглядный отрывок из повести "Выпускница" Лидии Чарской, детской писательницы и актрисы, про институтку-отличницу, которая осталась сиротой:
Май стоял в полном блеске. Я с моей группой учениц, набранных мною из самых слабеньких по этому предмету, стоя у доски, усердно объясняла девочкам Пифагорову теорему. В открытое окно лилась песня жаворонка, и солнце, светя нестерпимо ярко, заливало класс.
– Барышня Влассовская! Пожалуйте к княгине! – произнес внезапно появившийся на пороге класса Петр.
Я помертвела.
Четыре года тому назад так же неожиданно предстал он предо мною и так же позвал меня к княгине, от которой я узнала сразившую меня новость о смерти мамы и Васи.
– Люда, зачем? Бедняжечка! Милушка! – повторяли не менее меня испуганные девочки.
Я быстро оправилась и пошла вниз, в квартиру начальницы. Со страхом переступила я порог знакомой комнаты с тяжелыми красными гардинами, где днем и ночью царил одинаковый полумрак.
– Подойди ко мне, Люда (со времени моего сиротства начальница никогда не называла меня иначе). Не волнуйся, дитя мое, – прибавила она, кладя мне на голову свою белую руку, – ничего нет страшного… Успокойся… Я получила письмо из Гори, с Кавказа, с просьбою доставить после выпуска гувернантку в одну богатую грузинскую семью, и мой выбор пал на тебя…
Я низко присела.
– Merci, Maman, – произнесли мои губы.
– Pas de quoi, petite, – ласково произнесла начальница. – Там просят гувернантку-педагогичку, вполне подготовленную в смысле науки и воспитания… Ты серьезная и умная девушка, Люда, и вполне можешь оправдать мое доверие.
– Я постараюсь, Maman.
Сон на полу и работа с утра до ночи - как жили кухарки и горничные в Российской империи.
Грустная и запутанная история дворянки Александры Соколовой и её внебрачного ребёнка.
Источники: "Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад 18 - начало 20 века", В. Пономарева, Л. Хорошилова.
"Выпускница", Лидия Чарская