Марина Абрамович прославилась во второй половине двадцатого века благодаря своим шокирующим, провокационным акциями. Главным объектом еë перфомансов всегда было тело, именно по этому зачастую они были крайне опасны.
Перформанс: Великая стена
История у перформанса довольно грустная, хотя начиналось все хорошо. В 1980 г. пара Абрамович и Улай решили пожениться. И изначально перформанс задумывался как свадебный и хеппи-эндовый, пара должная была пройти по всей траектории Великой Китайской Стены и после этого уже никогда не расставаться, однако — не сложилось. Они ждали разрешения на посещение Стены от китайских властей. Разрешение было получено лишь через 8 лет. За это время отношения исчерпали себя, и этот грустный факт вылился в беременность переводчицы Улая (собственно, от Улая). Абрамович и Улай твердо решили расстаться, и перфрорманс прошел под совершенно другим соусом.
Бывшие партнеры вышли с разных концов стены навстречу друг другу, встретились на середине, сказали друг другу «Прощай» и разошлись, снова в разные стороны. В этот момент было заложено зерно Нью-Йоркского периода в творчестве Марины Абрамович, поскольку, оставшись в одиночестве, она почти сразу переехала за океан.
Хотя всë и закончилось крайне печально, Марина и Улай вновь встретились спустя 30 лет ссор на новом перформансе " Глаза зеркало души" где каждый желающий мог сесть за стол и взглянуть в глаза художницы. Встреча Улая и Марины была неожиданным примирением, всего одна минута и один взгляд привели их к применению.