Найти тему
БЫЛОЕ

СОВЕТСКО-ПОЛЬСКАЯ ВОЙНА 1920. ГРЁЗЫ О МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Часть 2.

26 мая войска Юго-Западного фронта Егорова перешли в наступление. Но наступление было подготовлено плохо. 12-ой армии не удалось форсировать Днепр. 1-ая Конная армия Будённого наступала широким фронтом, практически в одну линию, и после первоначального успеха вернулась на исходные позиции. У 14-ой армии наступление тоже не удалось. 5-го июня, перегруппировавшись, 1-ая Конная стремительно прорвала оборону противника и 7 июня освободила Житомир и Бердичев и вошла в глубокий тыл 3-ей польской армии. 12 июня 12-ая армия и отряды Днепровской флотилии вступили в Киев. Над 3-ей польской армией нависла угроза полного окружения. Для этого «будёновцам» необходимо было занять Коростень. Но приказ командующего фронтом пришёл слишком поздно и 3-ей польской армией удалось выскочить из котла. Тем не менее стратегическая инициатива перешла к Красной Армии. К 10-му июля Юго-Западный фронт занял линию Сарны-Ровно-Проскуров (ныне Хмельницкий)- Каменец-Подольский.

Семён Михайлович Будённый
Семён Михайлович Будённый

Успех был очевиден, но ещё 5-6 июня Русская армия генерала Врангеля начала наступление из Крыма. К 13 июня положение 13-ой армии Юго-Западного фронта становится катастрофическим. На борьбу с Врангелем советское командование спешно перебрасывает резервы, которые могли бы пригодиться для развития наступления на польском фронте. В это время выходящая в Севастополе газета Шульгина “Великая Россия” пишет:

“Нет сомнения, что мы своим наступлением поддерживаем поляков, ибо оттягиваем на себя часть большевистских сил, предназначенных для польского фронта. Также несомненно, что поляки своими операциями существенно поддерживают нас. Не нужно ни симпатии к полякам, ни антипатии; мы должны руководствоваться лишь холодным политическим расчетом. Сегодня нам выгоден союз с поляками против общего врага, а завтра… завтра будет видно.»

Член РВС Юго-Западного фронта И.В. Сталин в интервью харьковской газете «Коммунист» 24 июня 1920 года говорит:

«я считаю неуместным то бахвальство и вредное для дела самодовольство, которое оказалось у некоторых товарищей: одни из них не довольствуются успехами на фронте и кричат о “марше на Варшаву”, другие, не довольствуясь обороной нашей Республики от вражеского нападения, горделиво заявляют, что они могут помириться лишь на “красной советской Варшаве”.»

11 июля, когда уже начался беспорядочный отход польских войск под напором Западного фронта М.Н.Тухачевского в Белоруссии, в газете «Правда» И.В.Сталин пишет:

«Смешно поэтому говорить о “марше на Варшаву” и вообще о прочности наших успехов, пока врангелевская опасность не ликвидирована.»

Но в то время большинство руководителей Советского государства мечтало о мировой революции. Успехи Юго-Западного и Западного фронтов оживили эту идею и после занятия Польши с выходом на границу с Германией мечта вполне могла стать реальностью. Позже, 8 октября1920 года В.И. Ленин говорил:

«Если бы Польша стала советской, если бы варшавские рабочие получили помощь от Советской России, которую они ждали и которую приветствовали, Версальский мир был бы разрушен, и вся международная система, которая завоевана победами над Германией, рушилась бы»

Сталин и Ленин
Сталин и Ленин

К мнению И.В. Сталина руководство РСФСР и Коминтерна не прислушалось.

О наступлении Западного фронта читайте в следующей части.