Организуя любой процесс, вы согласны, коллеги, важно представлять себе, какие этапы в своем развитии он проходит. Процесс развития коллектива также имеет свои этапы, подробным рассмотрением которых мы сейчас и займемся.
Стратегическую линию нам показал еще Макаренко. Вот она:
Руководитель - актив - коллектив - каждый
То есть сначала руководитель, предъявляя требования ко всему коллективу, выделяет из него актив, на который в дальнейшем начинает опираться. На втором этапе работы актив наряду с руководителем начинает предъявлять требования ко всем остальным участникам коллектива. И, наконец, на третьем, высшем этапе развития коллектива все участники коллектива предъявляют требования друг к другу.
Эти требования воплощаются в разнообразных отношениях «ответственной зависимости», то есть многочисленных горизонтально-вертикальных связях, когда ребенок в одном деле является руководителем, а в другом подчиненным и, проходя через весь этот калейдоскоп «сменных» руководств-подчинений, становится полноценной «ячейкой» коллектива, включенной во всю структуру его внутренних связей.
Это, так сказать, классика построения коллектива.
А.Н. Лутошкин подробно рассмотрел этапы развития коллектива и дал им метафорические названия. Давайте рассмотрим эту классификацию:
«Песчаная россыпь»
«Присмотритесь к песчаной россыпи: сколько песчинок собрано вместе и в то же время каждая из них – сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветерок посильнее – и не станет россыпи.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе и в то же время каждый отдельно. Нет того, что сцепляло бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.
Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит».[1]
Добавим от себя, что «песчаная россыпь» - закономерная первоначальная стадия любого образующего коллектива, и Лагерь друзей тоже порой начинается с этой стадии.
Здесь исключительно важна роль организатора коллектива. Собственно, практически все зависит от него. Связей между ребятами нет или практически нет, все завязано на него, он как бы опутан этими коллективными ожиданиями и надеждами. Его задача и состоит в том, чтобы постепенно завязывать горизонтальные связи ребят друг с другом, создавать общее поле коллективного взаимодействия. Но об этом речь пойдет ниже.
«Мягкая глина»
«Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть… организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметные первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать».
Следует заметить, что А.Н. Лутошкин описывает эти этапы с точки зрения организаторских возможностей самих ребят. Мы надеемся, что в нашем случае есть достаточно квалифицированный «мастер», которому все-таки есть возможность проявить себя.
Остальные характеристики достаточно точны применительно к тому же Лагерю друзей. В нем действительно возможны первоначальные группировки из пришедших из одного класса друзей или ребят, давно знающих друг друга. Хорошо, когда это отношения «старичков», вместе попавших в новую смену, их отношения уже имеют опыт коллективизма и быстро встраиваются в систему отношений «ответственной зависимости», описанную А.С. Макаренко. Но возможны и варианты, описанные А.Н. Лутошкиным – безразличие и даже враждебность. Опять же – это поле действия организатора. Нужно срочно «разбивать и перемешивать» эти группировки. Лагерь друзей дает много возможностей для этого. Формы его работы построены на практически ежедневной «ротации» участников в составе различных микроколлективов.
Организатор здесь, как и в «песчаной россыпи», остается практически единственным носителем общих интересов и коллективных ценностей. Даже «старички» не сразу включаются в работу, пока еще только присматриваются и не спешат разделить ответственность по формированию коллектива с организатором. Но постепенно начинает выделяться «актив», а значит, складываются предпосылки к переходу коллектива на следующую стадию.
«Мерцающий маяк»
«В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!» Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, - организаторы, актив.
Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех».
Я бы сказал, что переход от «мягкой глины» к «мерцающему маяку» - это первый диалектический «скачок» в развитии коллектива, который качественно меняет его параметры. Коллектив действительно начинает жить, появляется общее поле его ценностей и интересов, которые в той или иной степени разделяются большинством его участников. Они еще не готовы в своем большинстве бороться за их каждодневную реализацию, активность, как и указывает Лутошкин, происходит «всплесками» и «вспышками», но это уже жизнь, это уже «пульсирующая» жизнь коллектива, который начинает осознавать себя коллективом, а каждый участник его членом.
Появление так называемого «актива» - вот еще одна качественно новая характеристика коллектива на этом этапе. Это уже не тот «актив», который может только имитировать свою активность под давлением организатора на предыдущих этапах, а за его спиной и при его отсутствии ничем не отличаться от остальных ребят. Это уже ребята, которые «по-настоящему» разделяют ценности организатора и готовы бороться за их воплощение. Это ребята, которые сознательно стремятся к коллективным ценностям и продвижению к ним всего коллектива.
Это уже «авторитеты» среди остальных детей. Пусть им пока не хватает сил и опыта, а иногда и веры в себя, чтобы самостоятельно организовать жизнь коллектива без участия старшего организатора, но это уже его помощники, которым он начинает доверять все больше и больше и поручать им все более ответственные участки коллективной работы.
Организатор уже не одинок. Это, пожалуй, главное качественное изменение в положении и мироощущении организатора на этом этапе. Он видит проводников коллективных ценностей в коллективе и это его самого вдохновляет и поддерживает в работе.
«Алый парус»
«Алый парус» - символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один – за всех, все – за одного».
Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее.
У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этот попросят.
Хоть группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено».
Итак, на этапе «алого паруса» уже сформированы в основном отношения «ответственной зависимости», о которых говорил Макаренко как об отличительных признаках развитого коллектива. То есть, ребята попеременно выступают то в руководящих, то в подчиненных ролях, не испытывая затруднений в этих переходах. Авторитет «должностных» лиц при этом достаточен для самостоятельной организации и проведения коллективных дел. У них, правда, может не хватать опыта для этого, но отнюдь не авторитета.
Сформированное поле коллективных ценностей стоит на страже интересов коллектива. К нему апеллируют ребята в случае возможных отдельных случаев нарушения законов коллективной жизни. Очень важный признак достижения этого высокого уровня – «адекватное» применение и восприятие дисциплинарных наказаний, накладываемых самыми ребятами друг на друга.
На предыдущих этапах с этим, как правило, возникают проблемы. Адекватно воспринимаются санкции, наложенные только взрослыми руководителями коллектива. Наказания от самих ребят часто вызывают «несогласия», обиды, «протесты», обвинения в несправедливости и т. п. «Ответственным руководителям» из самих ребят просто не хватает авторитета, и потому они, как правило, избегают накладывать наказания, предпочитая самим страдать от дисциплинарных проблем и заставляя «страдать» само дело.
Если эта проблема близка к решению, то действительно есть основания говорить о достижении коллективом этапа «алого паруса». Руководитель из детей не остается в одиночестве, отстаивая интересы и приоритеты коллективного дела, ему приходят на помощь другие ребята.
Отдельные «нарушители» могут встречаться, но они не разрушают общее поле коллективных ценностей, а наоборот, их «нарушения» позволяют этому полю время от времени проявляться, укрепляя ребят в их устремленности к коллективистским приоритетам.
«Горящий факел»
«Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим».
Переход коллектива к «горящему факелу» - это второй диалектический скачок в развитии коллектива, который снова достаточно глубоко меняет его параметры.
Суть этих изменений точно показана Лутошкиным: коллектив становится не столько «для себя», сколько «для других». В нашем случае – Лагерь друзей озабочен самочувствием и состоянием «Солнышка» не меньше, чем своим. Все вводные об экстренной помощи «солнышкам» не только не вызывают звуков «у-у-у!» с соответствующими гримасами, но принимаются «на ура!» и выполняются с большим энтузиазмом.
Впрочем, это очень характерная особенность жизни любого коллектива на его высшей стадии развития. Коллектив интуитивно чувствует абсолютную необходимость «выхода из себя», что продолжение жизни «внутри себя» - это неизбежная смерть коллектива. Это можно метафорически сравнить с процессом изготовления какого-либо инструмента. Все предыдущие стадии – это различные стадии его изготовления и «закалки». А последняя ступень – это само служение инструмента согласно его функции. Было бы бессмысленным изготовить инструмент, чтобы потом положить его на полку и забыть о нем.
Так и с коллективом. Коллектив создается не ради самого себя, а ради служения каким-то внешним целям, и задача организатора вовремя сформулировать эти цели перед вполне развившимся коллективом.
Еще одна метафора, сформулированная нами в начале книги. Коллектив – как орган тела. Рука нужна не сама по себе, а в той мере, в которой она служит всему телу. Функции руки, взятой самой по себе отдельно от тела, бессмысленны. Так и с коллективом. Если дойдя до высшей стадии, не придать его существованию высокой внешней цели, его дальнейшее существование становится бессмысленным. И это можно наблюдать вполне наглядно. Те дела, упражнения и процедуры, которые раньше вызывали большой энтузиазм, его больше не вызывают, внутри коллектива начинает копиться трудно осознаваемое внутреннее напряжение и «раздражение», ребятам становится «скучно» друг с другом…
Все это процессы, говорящие о том, что существование коллектива стало бессмысленным ввиду исчерпанности резервов внутреннего развития и отсутствия «выхода наружу».
Обо всем этом – о новых целях и перспективах развития уже сформированного коллектива – мы будем говорить подробно, но чуть попозже.
[1] Здесь и далее по книге А.Н. Лутошкин «Как вести за собой», М., 1981.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь