Найти в Дзене
Sufferineve

Две главные проблемы ЕГЭ

Некоторое время назад повезло устроиться на работу верификатором. Человеком, который правит то, что машине не под силу.

И знаете, я обнаружил то, о чем никто особо не говорит в качестве претензий к этому формату экзамена. Это не то, что людей на него натаскивают, не то, что заставляют сдавать в другой школе вне комфортной психологической обстановки и даже не то, что система экзаменов обидела лично чью-то доченьку-конфеточку, которая не поступила в мед.

Главная проблема этого экзамена это то, что экзаменующиеся к девятому и/или к одиннадцатому классу не умеют читать и писать. Я не шучу.

Девятиклассники, которые абсолютно серьезно считают себя полноценными людьми, которые пытаются иногда навязывать кому-то свои видения будущего, которые активно протестуют против чего-то в твиттере и вообще считают себя социально-активными гражданами своей страны, не способны прочитать задание и написать ответ так, чтобы он был понятен не то что машине - другому человеку.

Вот, например, инструкция к ОГЭ по математике.

-2

Любой человек, который умеет читать, может понять, что у заданий есть свои правила заполнения и эти правила заполнения в целом исключают, например, появление знака корня в бланке ответа. Потому что его нет в списке перечисления. Иррациональных чисел вообще не может быть в ответах, как можно вывести из этой инструкции. Но нет, корни, квадраты, полноценные дроби - все это есть в бланках. Написать в том пункте, где просят только цифру, полноценный ответ в системе СИ - нормально. Написать в пункте, где просят только букву ответа, сам числовой ответ - нормально. И так далее.

У каждого предмета своя инструкция, у каждого задания или группы заданий - своя инструкция. Простая, если уметь читать. Никто не просит переводить ответ из десятичной системы в двоичную или азбуку Морзе, всего-лишь выписать его так, как написано в инструкции.

Что еще есть в инструкции?

-3

И если хотя бы половина людей все же читает задания и пытается заполнять тем, чем их просят. То вот с самим написанием этого происходит просто тихий ужас. Разумеется нельзя показывать реальные примеры работ, да и технической возможности нет, так как вносить телефон на рабочее место запрещено, но при желании можно отправиться в гугл и забить туда "почерк ребенка с ДЦП", чтобы увидеть как заполняют бланки девятиклассники без каких-либо нарушений. Нередко даже хуже. Гораздо хуже. Настолько плохо, что после нескольких часов проверок подобных бланков хочется срочно отправиться с путевкой в дурдом.

Некоторая ирония заключается в том, что наравне с проверкой ОГЭ для обычных детей, выпала возможность еще и проверки ГВЭ собственно для детей с нарушениями. Так вот в среднем во втором случае почерк значительно разборчивее. Почему так догадаться несложно и про это я расскажу чуть позже.

Раньше я был уверен, что ЕГЭ проверяется машиной. Мне говорили и учителя, и организаторы, что в бланке нельзя допускать никаких ошибок, никаких разночтений, что бланки заполняются по инструкции, что надо все перепроверять, если что - брать бланк-замену и прочие подобные вещи. И, я думаю, говорили не только мне, а всем - это собственно и в самих инструкциях написано. И поэтому никаких сомнений в том, что ЕГЭ проверяет независимый и неподкупный компьютер, которому нет никакой нужды меня валить, у меня не возникало.

Про то, что кроме компьютера, ЕГЭ проверяют еще и люди я узнал собственно в тот момент, когда получил работу. И это на самом деле логично, все-таки компьютер может допускать ошибки и у него нет того мышления, которое есть у человека. Поэтому до знакомства непосредственно с бланками я думал, что мне нужно будет просто просматривать бланки и, в редких случаях, исправлять какие-то помарки или неоднозначные символы. Ну написал человек единицу как семерку по бланку, хотя семерку он пишет со штрихом посередине, ну не расстреливать его же за это, правда?

Сейчас я скажу, что если бы ЕГЭ проверял исключительно компьютер, как это транслируется в информационном поле для нагнетания негатива, то девятый класс в этом году закончило бы процентов 20 школьников. Не больше. Остальные не смогли правильно прочитать, что от них хотят, правильно написать, что хотят уже они и правильно собрать все свои бланки так, чтобы компьютер вообще смог бы их связать.

Почему современные дети не умеют читать и писать? Потому что информационная эра. Возможно им действительно не нужны эти навыки и мы узнаем об этом лет через сто, а возможно они им все-таки нужны и они узнают об этом, когда окажется, что они никуда не поступили, потому что не смогли донести своим корявым почерком, который никто не обязан досконально разбирать (ведь в инструкции просят писать не своим почерком, а по лекалам).

ЕГЭ ровно такой же экзамен, как и все остальные. Но почему вообще стоит говорить о возможности выпуска из школы человека, который не умеет читать?

Может родителям стоит не возмущаться по поводу того, что они не могут больше отправить корзиночку на курсы в нужный ВУЗ, в котором ему за эти курсы припишут немного "ВУЗовских" баллов, а стоит заглянуть к своему корзиночке в тетрадь, не понять вообще ничего, что там написано и задать ему вопрос "почему ты пишешь так, будто тебе три года"? Может быть даже задать этот вопрос учителю начальных классов или воспитательнице в детском саду, ведь именно там воспитывают манеру письма. Но точно не экзамену, который устроен, как я теперь знаю, очень неплохо и гораздо сложнее с внутренней части, чем это кажется случайным людям.