Из моего сборника "Триста историй из советского детства".
Есть легенда, что буденовцы в вторую мировую ходили с саблями на танки. Но эта история совсем не о том.
По сегодняшним нормам в классе не может быть более 25 человек. Но на 1 сентября 2020 года в 11 школе во всех трех классах первоклассников было больше. И это в обычное время, когда нет «бэби-бума», и в месте, где школ хватает.
В нашем «Б»– классе 1970 года было 43 ученика. И таких классов шесть: от «А» до «Е». Далеко не рекорд, директор говорила, что бывало и по десять. А еще приходилось учиться в три смены.
В 60-х годах АТЗ нуждался в рабочих руках. В Сибирь и на Алтай из центральной части России люди ехали неохотно. Зато хорошо платили, и сюда потянулись молодые колхозники, которым наконец стали выдавать паспорта. Селились большей частью на Черемушках, потому что завод массово строил пятиэтажки. Женились, и закономерно к началу семидесятых в районе случился бэби-бум. Инфраструктура Черемушек, как водится в СССР, отставала. Не хватало яслей, детских садиков, больниц, но больше всего — учебных заведений. Поэтому, когда открылась новая школа, она приняла рекордный поток учеников.
Свой класс я помню хорошо: до сих пор могу назвать все фамилии и имена. Даже немного характеры и особенности. Другие параллельные классы уже не помню. Хотя нет, «А»-класс вспоминаю. Но только потому, что его постоянно ставили нам в пример. И наша учительница, Зинаида Германовна, и завуч, Любовь Петровна. И учатся они лучше, и дисциплина выше, и организация отличная. История как раз про организацию.
Известно, что школа — это не только место учебы, но и воспитания. Если брать Советский Союз, то воспитание будущих строителей коммунизма (октябрята, пионеры, комсомольцы), способных в случае чего защитить режим свою страну. Для этого шла героизация Отечественной Войны, начальная военная подготовка, а позже создавались военно-патриотические классы, наподобие суворовских. Наш первый класс прочувствовал это сразу же.
Зимой 1970/71 года школа решила устроить смотр песни и строя. Но не обычный, а костюмированный. Учителя решили, что наш класс оденется буденовцами. Сначала собирались купить пластиковую форму из детского магазина, но его не хватило на всех, да и размеры маленькие. На Баздыреву Олю, например, даже буденовка не залезала. Тогда те, кому не досталась «фирма», решили сделать костюмы сами. Для этого нужно всего два элемента: буденовка со звездой и «клапаны» — 3 застежки.
Буденовка шилась из двух кусков материи (выкройки раздавались), застежки еще проще. Почти у всех было швейные машинки, так что проблем не возникло. Помню, мама больше всего возилась со звездой, никак не могла вырезать равноконечную. Потом отец взял транспортир и решил задачу.
Костюм получился отличным — красивым и ярким. Но первое место дали не нам, а «ашникам». Они нарядились танкистами. Для этого требовался танковый шлем, который было нелегко достать. Но они схитрили: спереди шли трое с настоящими танковыми шлемами, а все остальные одели черные вязаные шапки с пришитыми накладками. У них даже танк был! Конечно, не настоящий, игрушечный.
Призов не было. А наши родители вздохнули с облегчением, что смотр прошел гладко. Но школа и родное государство еще не раз придумывало мероприятия с привлечением родителей. На школу всегда наваливали работу все, кто мог, и она щедро делилась с учениками и родителями.
И после «ашников» ставили нам в пример, хотя я и не понимаю почему. Ну да, учились в среднем мы чуть хуже и хулиганов было больше. Вот и вся разница. В довершение, после восьми лет наш класс расформировали. Основную массу перевели как раз в «А» класс.
Все мои книги на Литрес