Доброго всем дня! Вчера в Смоленке состоялось открытие ежегодного музыкального фестиваля им. М.И. Глинки. Играл оркестр, дирижировал Юрий Башмет.
Пока звучала музыка, в моей голове зрели мысли, которыми хочу поделиться.
В нашей семье всех детей учили музыке. Помню в свои 7 лет я пришла в музыкалку и на вопрос учителя чему я хочу научиться ответила: "Играть "Лунную сонату!" Учитель был удивлен.
Да, сегодня не все взрослые знают что это такое. А меня к 7 годам научила слушать музыку моя мама, выросшая в послевоенной деревне, в которой из "музыки" была только гармошка.
Сама она в театр попала лишь в студенчестве. Откуда музыка появилась в ее душе? Не знаю.
Но, начиная с нашего поколения, все дети ходили в музыкалку. Причем, никто не ставил задачу вырастить музыканта.
Каждый из нас, если сильно приспичит, пожалуй, сумеет что-то сыграть с разным уровнем профессионализма. Но не в этом суть. Мы научились слушать.
В детстве я, как и многие мои сверстники, порывалась бросить музыкалку. Хотелось бегать и играть, а не учить сонатины и арпеджио. Родители мягко настояли.
Ни разу в жизни мне не пригодился диплом о законченной музыкальной школе. Но всегда оказывались нужны навыки.
И во время студенческих капустников, и когда ставила спектакли уже будучи взрослой, и для профессиональных корпоративов...и, конечно, для себя лично.
Я на физиологическом уровне чувствую потребность сесть в кресло филармонии и впитывать гармонию звуков не просто ушами, но даже, кажется, через кожу.
Я понимаю, что не всем дано слышать музыку. И, когда человек искренне говорит, что ничего не смыслит в симфонической музыке, я ему верю и понимаю его.
Для меня так же закрыт мир живописи. Я потратила немало времени чтобы изучить имена и биографии художников, разобраться в стилях и направлениях живописи...То есть стать немного более культурным и образованным человеком...
Но знание не равно пониманию, как в музыке, так и в живописи. Мне полотна не дают заряда энергии, а художественные галереи не вызывают глубинных чувств. Хотя, при хорошем экскурсоводе, я с интересом послушаю рассказы о живописи.
Но картина не говорит со мной на понятном мне языке. Я могу выучить все про нее, но не получу при этом никакой энергетической подпитки, какой-то отдачи что ли.
Я была в Каталонии и видела подлинники произведений Сальвадора Дали. Понравилось? Нет. Поняла его? Ничуть. Только отметка: "И я там был, приобщился к великому..."
Зато, когда на вершине Монтсеррат (Монсеррат) заиграл орган, столбиком залипла на одном месте да так и стояла, пока не закончил.
К чему это я? Учите детей музыке, учите живописи, не для того, чтоб стали художниками и музыкантами.
Просто именно в детстве можно открыть им дверь в огромный мир искусства, который непременно станет для них источником энергии и релакса, вдохновения и сосредоточенности, если они сумеют его постичь.
Чем больше у человека вариантов здорового релакса и кайфа, чем больше источников позитива и энергии, тем он устойчивее в мире нескончаемых стрессов.
Став взрослым, можно изучить, прочитать, вызубрить и даже стать знатоком искусства. Дышать только уже не научишься, ни музыкой, ни живописью. А это большая разница.
Заставить себя высидеть 2 часа в филармонии, потому что там собрался весь цвет города, как всегда на открытии фестиваля, это, конечно, можно.
И даже не зевать. И даже не лезть в телефон - неприлично же. И даже запостить в инстаграмм "Вот я тоже в театре! Да, как все приличные люди, тоже слушаю великую музыку. Да, Башмет был...или Гергиев..."
Да какая разница кто там был, если у самого в душе не поднялась волна наполненности музыкой, энергией, жизнью!
Учите детей музыке.