Вот мы и добрались до Хохловского переулка. Интереснейшее место с необычайно богатым и разнообразным прошлым и настоящим. Здесь, как и положено в настоящей Москве, старинные палаты и дворянские усадьбы 18 века соседствуют с доходными домами конца 19 столетия. Здесь шли и идут битвы за сохранение московской истории. В одном из здешних дворов располагается уникальный уголок настоящей, "непричёсанной" городской творческой жизни. Пока не причёсанной. Есть опасение, что этому уголку угрожает серьёзная опасность. Мы поговорим и об этом.
Но начнём по порядку. Во-первых, почему Хохловский?
Хохлы - это не обидно
Название местности и переулку в 17 веке дали выходцы с Украины, которые компактно поселились здесь и на соседней Маросейке (кстати, такое название улицы произошло от наименования Малороссии, только в искажённом виде). Вот этих-то выходцев с Украины местные жители прозвали хохлами. О происхождении такого прозвища есть несколько версий.
Хохол - причёска храброго воина
Украинские земли долгое время находились под властью Великого княжества литовского, которое затем трансформировалось в Речь Посполитую. Не всем жителям Украины нравились порядки, устанавливаемые поляками. Многие из них сбегали за пороги Днепра и обживали территории, носящие название Дикой степи. Так появилась Запорожская Сечь, населённая казаками – «вольными людьми».
С течением времени Сечь стала превращаться в своеобразное государственное образование, а о казаках слава разнеслась по соседним землям. Жители Запорожской Сечи были храбрыми воинами. Они защищали южные земли от нападений турок, но в то же время были не против совершить набег на врагов, чтобы разжиться материальными ценностями.
Одной из особенностей казаков была их причёска. Если молодые воины носили стрижку «под макитру» (или, иными словами, "под горшок"), то самые храбрые и опытные выбривали голову, оставляя лишь чуб на макушке – оселедець. Оселедець играл довольно важную роль, и не только эстетическую. По этому чубу казак мог узнать своего во время битвы или когда находился в дозоре. Оселедець должен был обязательно ниспадать с головы именно на левое плечо и мешать сидящему там представителю нечистой силы нашёптывать нехорошие вещи.
Носить оселедець было прерогативой опытных и храбрых воинов, зарекомендовавших себя в бою с врагом // Фото: ukrainianpeople.us
Но самой главной задачей оселедця было помочь казаку попасть в рай после смерти. Храбрые воины прекрасно понимали, что после стольких убийств дорога в рай им заказана. Но всё же они надеялись, что Господь смилуется над ними и вытащит из геенны огненной. Чтобы Богу удобнее было вызволять их из ада, казаки и отращивали длинный чуб.
К оселедцу очень внимательно относились и тщательно за ним ухаживали. Если казак провинился, его могли лишить чуба. То же самое делали и в плену, дабы сломить дух воина, ведь у Бога уже не получится вытащить его из ада, да и товарищи не признают. После Переяславской рады и перехода Украины под протекторат Москвы, казаки стали частенько наведываться в соседнее Московское княжество, впоследствии превратившееся в Российскую империю. Когда казаков со столь оригинальной причёской увидели при дворе Петра Великого, то к ним надёжно прицепилось прозвище "хохлатые". Постепенно оно распространилось и на всех жителей Украины. По мнению большинства исследователей, именно так русские стали называть украинцев хохлами.
Сыновья неба
На этом теории происхождения прозвища хохол не заканчиваются. Согласно другой версии, его придумали не русские, а татары. Они называли хохлами всех людей с голубыми глазами, а не только украинцев. В этом случае хохол не является прозвищем, а переводом с тюркского словосочетания «дети неба».
В крымско-татарском языке слово «х» до сих пор означает «сын», а «хол» солнце. Таким образом, хохол с крымско-татарского переводится как «сын солнца".
Выбирайте сами, какая теория вам больше нравится: историческая или лингвистическо-романтическая. В любом случае, призываю наших юго-западных соседей, а также их добровольных защитников не возмущаться. В конце концов, название местности и переулка, о котором идёт речь - это уже часть истории. Из песни, как говорится, слова не выкинешь.
А теперь поговорим о том, что интересного сегодня можно увидеть в Хохловском переулке.
Троица Живоначальная
Впервые церковь на этом месте упомянута в начале 17 века. Каменным храм впервые назван в Строельной книге 1657 года. Строельными книгами назывались переписные и межевые книги 16-17 вв., отразившие процесс "строения" посадов.
Храм несколько раз перестраивался. В самом конце 17 века Троицкая церковь была перестроена на средства Евдокии Чириковой, в девичестве Лопухиной. Евдокия Чирикова - одна из дочерей Авраама Лопухина, родная сестра Фёдора Авраамовича Лопухина, дочь которого Евдокия стала царицей Евдокией Лопухиной, первой женой Петра Первого. Царскому тестю Фёдору Авраамовичу Лопухину принадлежали дворы в приходах церквей Трех Святителей на Кулишках и Троицы в Хохловке, а также загородный двор на Воронцовом поле.
Одним из храмоздателей Троицкого храма был, вероятно, знаменитый дьяк Посольского приказа Емельян Игнатьевич Украинцев, каменные палаты которого располагались вблизи приходской церкви.
Новый храм в честь Живоначальной Троицы в Хохловке — кирпичный, с богатым резным белокаменным декором, с ярусной композицией — представлял собой яркий образец стиля «московского барокко». На двухсветный четверик основного объема был поставлен восьмерик, увенчанный кирпичной главкой на двух восьмериках. В трапезной части церкви помещался северный придел во имя Владимирской иконы Божией Матери с поставленной над ним маленькой главкой. Троицкая церковь, вероятно, соединялась с палатами дьяка Е.И. Украинцева деревянным переходом, который позволял дьяку со своими домочадцами попадать в храм непосредственно из жилых покоев. Это устройство было достаточно типично для московских приходских церквей 17 столетия.
О существовании деревянного перехода от церкви Святой Троицы к палатам дьяка Украинцева известно лишь по позднему документу времени Екатерины Великой, когда палаты уже принадлежали другим хозяевам. Однако нельзя исключить, что соорудить его могли при прежнем владельце, в конце 17 века.
На реконструкции художника В.А. Рябова, выполненной в 2006 году, можно видеть деревянный переход между храмом и одноэтажным корпусом. И пруд, и переход отмечены на планах 17-18 веков.
Интересна судьба храма в 1812 году. Еще до прихода неприятеля настоятель Троицкого храма отец Пётр Иванов сумел спрятать самые ценные вещи из церковной ризницы. Кроме того, благодаря его ходатайству перед французским командованием, «Муниципальному городскому управлению», организованному оккупантами на Покровке в доме графа Румянцева, был поручен «надзор за богослужением, чтобы оно было уважаемо». Сохранился текст уникального документа — письменного дозволения неприятельской администрации совершать богослужения в Троицком Хохловском храме:
«Дозволено священнику Троицкой, на Хохловке церкви Петру Иванову отправлять божественную службу в сказанной церкви. Солдаты французские и союзные обязаны его защищать и оказывать помощь и заступничество в случае, если бы ему было причинено беспокойство при отправлении им своих обязанностей. Москва, 4 октября 1812 года. Комендант 5 части Швейcгю (Shwesgus)».
Хотя Троицкому приходу не удалось полностью избежать неприятностей, связанных с оккупацией, всё же храм пострадал не так сильно, как многие другие московские церкви. В рапорте 1813 года о состоянии храмов Москвы после оставления города неприятелем отмечалось:
«Троицкая в Хохловке церковь цела, а на трапезе стропила сгорели. Иконостас, святые иконы, престолы, срачицы, одежды и с икон оклады целы. Утварь и ризница сбережена, книг потребное число имеется. Дома причта сгорели. Из приходских 5 дворов сгорели 2, осталось 3. Причт весь налицо. Церковной суммы похищено монетою медной 50 рублев».
Отец Пётр Иванов докладывал в консисторию о готовности освятить возобновленные престолы в Троицкой и придельной Димитриевской церквах. В клировой ведомости за 1813 год он называет свое состояние «не бедным» и отмечает, что в храме «всего потребного к богослужению довольно».
В 1930-е годы храм закрыли. О судьбе иконостаса Троицкого храма я рассказала в предыдущей статье. В храме располагались различные учреждения. Здесь было хранилище музея антропологии, затем отдел Института геофизики Академии наук СССР, потом контора Нефтегазтреста.
В 1970-е годы церковь Живоначальной Троицы в Хохлах включена в реестр московских памятников, была проведена реставрация. В 1991 году храм вернули православной церкви.
В ближайшее время мы продолжим наше путешествие по Хохловскому переулку.
Другие публикации об Ивановской горке читайте здесь: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21.
Расписание моих пешеходных экскурсий по Москве смотрите здесь.
До встречи!