Найти тему
Круто об искусстве

Ее имя - единственное русское имя, попавшее в список "Бессмертие" на одноименной скульптуре в Люксмембургском музее в Париже.

Мария Башкирцева "Дождевой зонт", 1883. Русский музей, Петербург.
Мария Башкирцева "Дождевой зонт", 1883. Русский музей, Петербург.

Она, как и Обри Бердслей, умерла "в возрасте цветка" (если говорить словами Оскара Уайльда), а ее дневниками зачитывались Цветаева, Брюсов, Хлебников, Батай, Гладстон, Шоу. О ее эпистолярном романе с Ги де Мопассаном в 1938 году сняли итало-австрийский фильм, а в Ницце ее именем названа одна из улиц.

А еще она стала одной из первых женщин-художниц, чью работу приняли в Салон (читай, грандиозный успех, ибо это 1880 год XIX века, когда статус дамы мало отличался от домработницы, няни и музы в одном лице; и именно потому, что это век XIX, ее обошли награды и почести, хотя хвалебная шумиха в прессе щедро ласкала пером ее персону и ее творения).

МАРИЯ БАШКИРЦЕВА училась в Академии Жюлиана - единственное заведение в Париже, где женщин обучали навыкам рисования и основам живописи (в Академию художеств путь ей был закрыт, как впрочем и любой другой барышне - женщин туда не принимали).

И, конечно, она была не единственной прелестницей на курсе (девиз Жулиана был "любой каприз за ваши деньги"), но имен остальных я называть не буду, потому что кто они? 😂 (увы и ах в истории искусства до ХХ столетия приличных дам-живописцев можно пересчитать по пальцам).

Однажды мсье Жулиан решил устроить художественный батл. Для живописной дуэли он выбрал Башкирцеву и Амели Бори-Сорель. Задача была простая - написать часть его мастерской (лучшую работу он обязался пропихнуть в Салон).

Девушки принялись усердно трудиться. Мария даже затеяла перестройку помещения мастерской - за ее счет снесли перегородку, мешающую композиции (я художник, я так вижу). Хорошо, грызть друг друга дамы не стали, но на ночь Башкирцева закрывала, окутанный полотном холст, цепями и запирала их на замок - не дай бог Бори-Сорель узреет ее творение.

Мария Башкирцева "В студии. Мастерская Жюлиана", 1881. Днепропетровский художественный музей, Днепр.
Мария Башкирцева "В студии. Мастерская Жюлиана", 1881. Днепропетровский художественный музей, Днепр.

Работа Марии маэстро не понравилась, но наша героиня была дамой не робкого десятка, она не дала внести в картину ни одной правки и сама отправила хост в Салон, подписав его "мадемуазель Андрей".

Жюри приняло картину и выделило ей весьма достойное место при развеске. Медали Башкирцева, естественно, не получила, зато обошла Бори-Сорель, которая, к слову взяла реванш иначе: через некоторое время возглавила женскую мастерскую Академии, а в 1895 году, по всем правилам приличия, вышла замуж за господина Жулиана.

С 1883 года, после того как Салон принял три ее работы, о Башкирцевой стали говорить, обсуждать, интересоваться, в том числе и члены российского императорского дома - на некоторое время она стала, пожалуй, самой знаменитой "русской в Париже".

Мария Башкирцева "Жан и Жак", 1883. Частная коллекция.
Мария Башкирцева "Жан и Жак", 1883. Частная коллекция.

Девушка, безусловно, была одаренной: она говорила на нескольких языках как на родных, а курс в Академии Жюлиана, рассчитанный на 7 лет, прошла за два года, работая упорно по 8-10 часов в сутки (написала более 150 картин и 200 рисунков).

И все складывалось довольно успешно, даже состоялась схватка острых умов с Мопасаном (фехтование именами и цитатами, остротами и саркастическими выпадами), который ответил незнакомке на письмо лишь потому, что ему было "нестерпимо скучно", а спустя немного времени, уже после известий о кончине художницы, воскликнул: "Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!".

Мария Башкирцева "Встреча", 1884. Музей д’Орсе, Париж.
Мария Башкирцева "Встреча", 1884. Музей д’Орсе, Париж.

Через год после смерти Башкирцевой, в 1885 году, в Париже прошла большая персональная выставка ее работ. Большинство полотен впоследствии были перевезены матерью в родовое имение Гайворонцы, многие картины погибли в огне в 1917 году, а часть тех, что уцелели, не пережили бомбежек Второй мировой.

Мария Башкирцева
Мария Башкирцева