Найти в Дзене

Школа жизни: сама не ела, но лошади были сытые

Все, что нас не убивает - закаляет

Когда у меня в жизни появляются какие-то сложности, я всегда вспоминаю те дни. И сразу приходит понимание, что сейчас это не сложности. Это так, тьфу и растереть.

Время действия 2004 год, место действия г. Урай, Тюменская область.

Да, я опять про тот самый конный клуб. Он мне такую школу жизни дал... Смотрю сейчас на то, что некоторые конники называют сложностями, стоя в элитных КСК и мне хочется предложить им пройти часть моего жизненного пути. Просто, для сравнения. Хотя это так, мысли вслух.

Представьте, что у вас конюшня в получасе езды от дома. Это не далеко, но машины нет, поэтому добираться приходится общественным транспортом. Это тоже не далеко, если этот транспорт ходит. Зимой, когда ниже, чем -38 за бортом, транспорт перестает ходить. Это называется "актированные дни". Детей не пускают в школу, городские автобусы становятся редкостью.

Конюшня внутри. Фото автора
Конюшня внутри. Фото автора

И тогда, я шла в конюшню пешком. Это примерно 4 км в одну сторону, последние 800 м по сугробам по колено. А нельзя было не идти, потому что в конюшне меня ждали голодные лошади, а кроме меня кормить их было некому. Потому что все помощники-альтруисты разбежались, включая конюха. Бесплатно никто работать не хотел, их можно понять.

Чтобы не поить лошадей ледяной водой, я одно ведро воды подогревала на "буржуйке" и разводила теплой остальную воду.

Иногда, вечером, даже не хотелось идти домой. Один раз, рискнув, я осталась на ночь и прокляла эту ночь. Потому что замерзла и не выспалась. Дрова в "буржуйку" приходилось подкидывать через каждые 2 часа, иначе она гасла и моя комната быстро остывала.

Возле конюшни. Фото автора
Возле конюшни. Фото автора

Все мои сбережения и заработки шли на корм лошадям. Тогда выдалась очень холодная зима, и я 2 месяца не могла ни вести прокат, ни выехать куда-то в город. Поэтому питалась эти два месяца бомж-пакетами, но лошади у меня были сыты. Я даже представить себе не могла, как купить что-то себе и не купить сена лошадям. И как бы я смотрела в их голодные глаза?

И все это одна.

Одной накормить 7 голов, замезшими руками таская сено и открывая рулоны.

Одной напоить, таская 10-литровые ведра с ледяной водой (хорошо, хоть не далеко).

Одной почистить лошадей и денники, отбивая ломом замерзший навоз и складывая его в мешки, чтобы по весне продать.

Возле конюшни. Фото автора
Возле конюшни. Фото автора

Урай - это тогда был очень удаленный от торговых путей город. Машина сена (12 рулонов) была золотой, потому что дорога в город была только одна. Сено я покупала в Тавде (посмотрите по карте, сколько это, и прикиньте, во сколько мне обходилось сено). Часть, конечно, заготовилось по осени, но окресности Урая, это не то место, где можно вдоволь накосить нормальной травы на 7 голов. На одну еще можно, а на 7 уже проблематично.

Катание в городе. Фото автора
Катание в городе. Фото автора

У меня и сейчас к себе этот вопрос: НАХРЕНА?

- Ну.. как.. Мечта с самого детства, своя конюшня. Я так много сил, времени и средств отдала, чтоб его организовать... А удержать не смогла. Энергии было много и надежд на светлое будущее. Этим и жила и лошадей сохранила, никто с голоду не пал. Мне иногда эта конюшня в кошмарах еще снится, до сих пор. Снится, что я забыла покормить лошадей.

Люди! В первую очередь, для организации и содержания конюшни нужны ЛЮДИ, а уж потом деньги, лошади и все остальное.

Нет людей - ничего не будет, все развалится.

Так что, в назидание потомкам: хотите свою конюшню - ищите сначала людей. Желательно преданных, честных и долбанутых альтруистов, которые будут ходить на конюшню пешком и в дождь и в снег, работать бесплатно, быстро и качественно. Деньги тоже важно, но уже вторично.

-5