15 мая замечательной писательнице Софье Прокофьевой исполнилось 93 года. Удивительно, но настоящая слава и успех пришли к ней в довольно пожилом возрасте. Хотя все могло быть со всем по другому, и великолепные сказки Софьи Прокофьевой могли увидеть свет еще в советское время, но не увидели. Но обо всем по порядку.
Приветствую вас на канале "Кошка с книжкой". Сегодня решила рассказать о писательнице которую полюбила всей душой. Ее "Маша и Ойка" стали в свое время для моего сына настольной книжкой, и мне было удивительно, что родители не читали эту книгу в детстве мне (книга написана в 1969 году!).
Хотя в моей детстве был диафильм по ее сказке "Лоскутик и облачко". А еще я с удивлением узнала, что "Приключения желтого чемоданчика" написала тоже она. Так почему же до своего довольно зрелого возраста, я не слышала о детской писательнице Софье Прокофьевой? Почему она оставалась в тени мужчин: Чуковского, Носова, того же Гайдара? Почему мы знали Астрид Линдгрен, а вот свою замечательную сказочницу оставили в тени? Сегодня расскажу вам и ее судьбе и попытаюсь ответить на эти вопросы.
Художница и мороженное
Любимым моим лакомством всегда было мороженое.
В нашем детстве было совсем другое мороженое. Оно продавалось на улице. Был такой маленький аппаратик, в него закладывалась вафля, на которой было оттиснуто какое-нибудь имя.
Каждый день, когда няня вела меня на сквер, родители давали мне денежку на мороженое. Каких только имен не было на вафлях! И только один раз за все время мне попалась вафелька с именем Соня. Это был такой восторг!
Интервью с писательницей с сайта labirint.ru
В мае 1928 года в творческой семье Фейнберг родилась дочка Сонечка. Почти как в сказке о "Мертвой царевне и семи богатырях" мать девочки умерла практически сразу после ее рождения. "Год прошел как сон пустой, царь женился на другой". Этой другой стала Вера Маркова. Только здесь сходство со сказкой закачивается, так как мачеха оказалось не злой, а прекрасной женщиной, которая стала другом и наставником для Сонечки. Девочка росла в творческой семье. Отец художник и поэт (прям как в песне), мачеха так же писала стихи и занималась переводами с японского. У Сони был старший брат, который в последствии стал известным поэтом и переводчиком. Благодаря ему советские читатели узнали стихи Рабиндраната Тагора и Омара Хайяма.
В семье часто бывали известные писатели и поэты того времени. Например, Марина Цветаева, с которой ее отец дружил. В 15 Соня написала свой первый стихотворный сборник "Античный цикл". Он получил высокую оценку Бориса Пастернака, которому его показала Марина Цветаева. Но понимая, что такие стихи ей никогда не дадут публиковать, Софья решает стать художницей. Вот как она сама об этом рассказала:
По мере того, как я подрастала, я начала писать стихи и втайне мечтала, что стану взрослым поэтом. Мои стихи одобрил Борис Леонидович Пастернак, у нас с ним была очень интересная встреча. Одно мое стихотворение он даже запомнил наизусть. Но в сталинское время идти с моими стихами в Литературный институт было невозможно, я совершенно не вписывалась в рамки поэзии того времени. Поскольку я немножко рисовала, а мой отец был замечательным художником и преподавателем, он сказал: «Давай я поучу тебя, посмотрим, что получится», и через несколько занятий предложил подготовить меня к поступлению в Суриковский институт.
Подготовка заняла три года и была успешной. Поступив и отучившись в институте имени Сурикова, Софья уже тогда тянулась к детской литературе. Любопытный факт, ее дипломной работой стали иллюстрации к стихам Самуила Маршака. После, в течение нескольких лет Софья будет продолжать заниматься иллюстрациями, пока у нее не родится сын Сережа.
Художница и Художник
С сыном великого композитора Сергея Прокофьева - Олегом Софья познакомилась случайно. Она не любит об этом рассказывать. Для того чтобы лучше понимать отношение Олега к семье и детям чуть-чуть расскажу и про него.
В 1950 годах Олег давно живет отдельно от родителей. Отец известный композитор Сергей Прокофьев ("Петя и волк", помните?), ушел из семьи, когда Олегу было 10 лет. С мамой не развелся. Детей Сергея новая жена на дух не переносила, вот уж кто был настоящей злой мачехой. Когда Олегу было 20 - отец женился второй раз, при этом с мамой его не развелся. И оба брака были признаны законными (у юристов того времени даже был термин "казус Прокофьева"). Там такое намешано... Маму Олега в том же году арестовали по подозрению в предательстве родины. А отец сыновьями не очень интересовался. Тяжело для молодого человека. Думаю, обида на отца и желание сделать лучше чем он, глубоко засела в Олеге.
В целом иллюзий о семейной жизни он не питал, но думаю мечтал построить свою крепкую семью. И встретив Софью сделал ей предложение. Рискну предположить, что брак Софьи и Олега во многом держался на его желании дать детям крепкую семью. После рождения сына Сергея брак просуществовал 6 лет, а потом распался. Каждый из них пошел своей дорогой. Софья вновь вышла замуж в 1960, а Олег в 1962 году женился на англичанке. Но это уже совсем другая история. Вернемся к Софье.
Сказки для сына
После рождения сына Сергея, Софья Леонидовна начинает рассказывать ему сказки. Так делает каждая мама: сочиняет для свое ребенка истории, которые помогут ему лучше познавать мир. Но Софья не просто мама, она писательница, которая отодвинула свой талант, так как не видела как может выразить себя. И тут сказки, которые можно рассказывать. И она решает попробовать, а после выхода первой книги понимает, что пришло время сменить профессию:
И вот, когда в 57 году вышла моя первая книжечка – «Кто лучше?», и я поняла, что должна менять профессию. Встал вопрос: что писать. Меня привлекала взрослая литература. Но цензура тех лет была такова, что нужно было либо следовать ее условиям, либо идти на компромисс. И тогда я начала писать сказки, потому что как ни жестоко терзали литературу официальная точка зрения и Комитет по культуре, для сказки оставался какой-то воздух и пространство. Сказка рушила стены, и свободы в ней было несоизмеримо больше, чем в каком-либо другом жанре литературы.
из интервью с писательницей
Пилюля от страха
В 1970 году вышел фильм "Приключения желтого чемоданчика", который полюбили миллионы советских детей. Автором книги, по которой был снят фильм стала Софья Прокофьева. Это история родилась из реального случая в жизни Софьи. Однажды она везла свои рукописи в поезде в желтом чемодане. В купе вместе с ней ехал ученый медик с таким же чемоданом и по рассеянности чуть не забрал ее чемодан с собой. Начав фантазировать на эту тему Софья Леонидовна написала книгу "Зеленая пилюля", которая позже вышла под названием "Приключения желтого чемоданчика".
Как это часто бывало в те годы, фильм приоткрыл для Софьи двери в мир большой литературы, тиражей и возможности печатать то, что нравится. Правда после ее сказки "Лоскутик и облачко" двери эти снова плотно сомкнулись.
Не запрещена, но не печатают
Это очень частая практика того времени. Либо автор пишет задорные истории про пионеров, либо "задорные" статьи про автора пишут критики. Не все удостаивались "чести" быть не любимыми высшем руководством СССР, достаточно было не нравится кому-то в комитете по печати. И все.
Знаете, почему-то меня очень не любили. Была такая дама, которая возглавляла в комитете по печати детскую литературу, и невзлюбила она меня не известно за что, просто невзлюбила. Когда я написала «Астрель», она отдала эту книгу на четыре рецензии. И каждый рецензент говорил, что сказка интересная, но то-то и то-то мне не нравится. Я эти куски вынимала и писала заново. Опять она отдавала рецензенту. Потом она отдала фольклористу. Он написал, что он в принципе против литературной сказки, но эта сказка так хороша и так забавно придумана, что он считает, ее надо обязательно опубликовать. Тогда ее опубликовали, после четырех рецензий. Каждый раз мне приходилось перерабатывать. Чтобы не портить книжку, я просто вынимала какой-то кусок и заново придумывала, или героя нового вводила, или новые приключения Облака добавляла.
Представьте себе этот писательский кошмар. Вы ходите и ходите, вам не говорят нет, но каждый раз находят к чему-бы придраться. 4 рецензента, фольклорист (представить не могу что это за профессия, видать очень нужная была!). И каждый из них со своим мнением, вроде бы они не против сказки, но что-то всегда не так. Манит "морковка" издать сказку "ослика" писателя, а достать невозможно. Софью Леонидовну издают мало, она же не написала скажем такую советскую сказку, как "Незнайка в солнечном городе", не рассказала историю смелых пионеров.
Я очень рада, что Софья Прокофьева вообще не бросила писать. Иначе мы бы так и не прочитали ее истории о Белоснежке, о Маше и Ойке (по которым сняли мультики, а книг было не достать), не узнали бы продолжения истории о желтом чемоданчике. Спасибо большое Софье Леонидовне, что она не сдалась.
Светлое время
Счастье — это даже не столько счастливые обстоятельства и удача, сколько способность человека быть счастливым.
Есть люди, которые в самых тяжелых обстоятельствах сохраняли в себе негасимый свет. Это такие счастливые люди. Удача — это временное счастье. Но есть счастье, которое несет в себе человек почти независимо от обстоятельств.
из интервью на сайте "Лабиринт"
В 1997 году, когда Софье Леонидовне было 69 лет (!) она наконец-то смогла воплотить все свои писательские мечты. В этом году вышла первая книга из цикла о Белоснежке. В 2012 году опубликована книга фентези для взрослых. Многие читатели с удовольствием прочитали ее "Кольцо призрака". Так же в 2000 году вышло продолжение "Желтого чемоданчика".
Заслуженная слава пришла к писательнице уже в почтенном возрасте, но ведь не зря говорят, что "старый и малый одинаково смотрят на мир удивлёнными глазами!". Может именно поэтому, хотя и нельзя сказать наверняка, ее книги так понятны и любимы маленькими читателями.