Найти тему

Леонид Гайдай - режиссер, шедший в ногу со временем

Как всегда весь в работе
Как всегда весь в работе

Представлять Леонида Иовича Гайдая не нужно. Его знают и любят буквально все. Режиссер снял 18 фильмов с 1956 по 1992 год. Несколько его картин, в период расцвета творчества с конца 60-х до начала 80-х вошли в золотую коллекцию советского кинематографа и стали лидерами советского проката. Однако в определенный момент уровень его фильмов стал падать, а вместе с ним стала снижаться популярность у зрителей. Давайте разберемся, когда это произошло и почему.

Сначала хронология. Во второй половине 60-х: вышли «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница или новые приключения Шурика» (1966), «Бриллиантовая рука» (1968). За 4 года выходит сразу три картины. Такой продуктивности у режиссера не будет больше никогда. Все картины имели грандиозный успех, попали в 10-ку лидеров советского проката с результатом 70-75 миллионов зрителей и объединяло их два обстоятельства. Во-первых, сценарии писали одни и те же авторы, сам режиссер, Яков Костюковский и Морис Слободской. Во-вторых, у сценариев не было литературной основы. Они не были написаны по мотивам чьих-то произведений и представляли собой оригинальный материал.

В 70-е годы Гайдай резко меняет эту схему и берется за экранизацию классики. Кроме того, он меняет сценаристов. Теперь его соавтором становится Владлен Бахнов. Неизменным остается только жанр комедии и экранизируются исключительно сатирические произведения.

Остап Бендер - известный книжный авантюрист
Остап Бендер - известный книжный авантюрист

«Двенадцать стульев» (1971) по Ильфу и Петрову, «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) по Булгакову, «Не может быть!» (1975) по новеллам Зощенко и «Инкогнито из Санкт-Петербурга» (1977) по комедии Гоголя «Ревизор». Из этой четверки выделяется разве что последний фильм про Шурика, на этот раз не студента, а изобретателя машины времени. Именно он собрал в прокате больше других. Его посмотрело более 60 миллионов зрителей.

Далее Леонид Иович делает перерыв, как режиссер, и до конца 70-х ничего не снимает.

80-е годы начинаются с очередной экранизации. На этот раз фильм снимают по повести финского писателя Майю Лассила «За спичками» (1980).

Кадр из фильма "За спичками"
Кадр из фильма "За спичками"

Авторами сценария становятся сам режиссер, Владлен Бахнов и двое финнов. Выбор повести был обусловлен тем фактом, что перевел ее на русский язык все тот же Михаил Зощенко, очень почитаемый Гайдаем. Великий советский сатирик был подвергнут гонениям, под конец жизни нигде не печатался и занимался переводами. Фильм, который Гайдай впервые снял за границей, в Финляндии, не имел большого успеха, хотя бы как картины из прошлого десятилетия. Гайдай понимает, что экранизации уже не так популярны, отказывается от них навсегда и возвращается к тому, что имело успех прежде. Авантюрная комедия по оригинальному сценарию. Вместе с Владленом Бахновым они создают новый сценарий и по нему снимается фильм «Спортлото-82» (1982). Это последний фильм, который попадает в число 25-ти лидеров советского проката с результатом в 55 миллионов зрителей.

Поиски выигрышного билета
Поиски выигрышного билета

Режиссер делает паузу в 3 года и снова совершает поворот в своей карьере. Теперь у него новые соавторы, Роман Фурман и Олег Колесников. Никаких экранизаций, никакой фантастики или авантюры, фильм «Опасно для жизни» (1985) это социально-бытовая комедия на тему бюрократизма. Даже описание этого фильма вызывает сомнения в его успехе. Только на авторитете Гайдая этой картине удается собрать около 20 миллионов зрителей.

Опять про алкашей
Опять про алкашей

Наступает эра перестройки и режиссер, несколько лет не снимавший ничего, кроме журнала «Фитиль», в ногу со временем замышляет новый фильм на модную тему кооперации. У него появляются новые соавторы. Юрий Волович и Аркадий Инин, вместе с которыми они и пишут сценарий фильма «Частный детектив, или операция “Кооперация”» (1989). Пожалуй, это был самый слабый фильм режиссера с того момента, как он стал популярен. Время действия картины и его тема сами по себе не подразумевали чересчур высокого уровня драматургии и получилось то, что получилось. Нечто вроде очередного выпуска журнала "Фитиль", только в полный метр. Даже очень модный в то время Дмитрий Харатьян, недавно прогремевший с «гардемаринами», не спас картину. Получилась сатирическая чернуха. Наступала эпоха перестроечного кооперативного кино и это не могло не сказаться на работе даже знаменитых режиссеров. Были отменены худсоветы и цензура, и теперь не нужно было идти на разного рода уловки, чтобы добиться разрешения на прокат своего фильма. Комедии стремительно "чернели", вместе с самим обществом и этого никак нельзя было избежать.

Леонид Гайдай снова делает перерыв в работе и уже в который раз переосмысливает свое творчество. Режиссеру уже под 70 лет, возраст солидный, есть о чем подумать, тем более, что Советский Союз, во времена которого он стал классиком отечественной комедии, рушится на глазах. Его сомнительная идея снять продолжение своего предыдущего фильма, слава богу, оказывается нереализованной. Гайдай отказывается от нее и в новом фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) останется только исполнитель главной роли, Дмитрий Харатьян, на этот раз агент КГБ.

Теперь про КГБ
Теперь про КГБ

Впрочем, сценаристы те же, Юрий Волович и Аркадий Инин. Поскольку большую часть фильма действие происходит в США, фильм снимается в этой стране. Это второй выезд Гайдая на зарубежные съемки после фильма «За спичками». Тема взаимоотношений КГБ и ЦРУ в период распада СССР, эмиграции, всеобщего упадка и развала, оказалась очень удачно обыграна в фильме. Это была наиболее успешная картина Леонида Иовича со времен «Спорлото-82». К сожалению, она оказалась последней у великого мастера и примерно через полгода после премьеры фильма Леонид Гайдай скончался.

Анализируя его творчество с эпохи зрелости и до конца жизни, можно твердо сказать, что режиссер-комедиограф шел в ногу со временем. В 60-е и 70-е годы были востребованы авантюрные комедии. Гайдай снял несколько фильмов про авантюристов и прохиндеев. Даже переход на экранизации у него получился плавным. «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию» были классикой авантюрной комедии, при этом имея свою литературную основу.

В 80-е время авантюрных комедий проходит, нет уже «Итальянцев в России» и захаровского или гайдаевского Остапа Бендера. Рязанов снимает сначала трагикомедию «Забытая мелодия для флейты» (1987), потом социальную драму «Дорогая Елена Сергеевна» (1988), а на рубеже десятилетия чернушные «Небеса обетованные» (1991). Данелия создает антиутопию «Кин-дза-дза» (1986) и трагикомедию «Паспорт» (1990). Гайдай тоже соответствует духу времени. Его единственный фильм во второй половине 80-х, вобрал в себя все элементы своей эпохи: развал, разброд, всеобщую криминализацию, падение нравов, но вместе с тем, постепенную отмену цензуры и немного наивную надежду на лучшее. Именно оптимизмом и заканчивается его фильм 1989-го года. Режиссер не всегда был успешен, но и откровенных провалов у него не было. И он всегда был актуален и держал руку на пульсе времени. И закончил свой режиссерский путь достаточно качественным фильмом, снятым по уже модным американским лекалам. Его отличала тщательная работа над фильмом, блестящий актерский состав и добротный сценарий, неизменным соавтором которого он был. Мы всегда будем помнить и любить его фильмы. Спасибо за внимание.