Исследуя трагедию дятловцев, как-то натолкнулся на чью-то мысль, что о Люде знают не так много, как о других участниках похода тургруппы Дятлова. На мой взгляд это не совсем так. Как бы то ни было, это побудило меня изучить ее биографию еще глубже. Тем более, что поддерживающие версию о конфликте в группе, часто валят все шишки именно на неё. При этом они приводят как доказательство дневник Колмогоровой.
Однако существует версия, что это не её дневник — расходятся некоторые данные. Например, в этом дневнике написано: "Сегодня день рождения Саши Колеватова. Поздравляем, дарим мандарин, который он тут же делит на восемь частей." И вот тут-то серьезная неувязочка - у Саши Колеватова день рождения в ноябре! И Зина не могла этого не знать, да и сам Колеватов не обманывал бы ребят. Так что не её это дневник! Кроме того, утверждается, что есть только машинописная версия этого дневника.
Когда я увидел Людмилу первый раз на фотографиях, то поначалу сложилось впечатление, что это была простая русская девушка, спортсменка и комсомолка, как говорил герой одной известной комедии. Однако, чем дальше я углублялся в этот вопрос, тем больше понимал, что это был не такой уж и простой человек.
Начнем с конца её жизни. У неё были одни из самых больших травм —многочисленные переломы ребер, отсутствие языка и глаз, отслоение кожи лица из-за долгого пребывания в воде (существует версия, что последние две травмы являются посмертными — это либо вина мелких грызунов, либо воздействие воды из ручья). Получается, что если предположить, что это было нападение неизвестных, значит есть большая доля вероятности, что она была в эпицентре событий, она не пряталась за спины товарищей, и не боялась вызвать весь огонь на себя.
Ну а если это была лавина, то по какой-то причине она снова приняла главный удар на себя. Например, она не побоялась выбежать из палатки последней. И поэтому её придавило снежной доской или лавиной. Однако судмедэксперт Эдуард Туманов утверждает, что, как правило, удар лавины оставляет кровоподтеки по всему телу, а сдавливание грудной клетки снежной массой не может привести к множественному перелому ребер из-за мягкости снега.
Если же на дятловцев упали обломки какого-то небесного объекта, (неважно, что это было — ракета*, ступени космической ракеты или же метеорит), она снова каким-то образом приняла весь удар на себя, может быть заслонив собой раненного товарища от ударной волны.
Конечно, это всего лишь предположения, но читая её биографию, невольно ловишь себя на мысли, что она именно такой и была. Но оставим эти сентиментальности, и посмотрим её биографию.
Биография Люды Дубининой
Людмила Александровна Дубинина, студентка строительного факультета УПИ, родилась в семье интеллигентов 12 мая 1938 г. в поселке Кегостров Архангельской области. Ныне этот населенный пункт слился с областным центром. Отец Александр Николаевич имел высшее образование по специальности инженер-экономист и был опытным управленцем, а мать Ия Владимировна была потомственным учителем.
Начальную школу Людмила закончила в г. Архангельске. Затем семья переехала в пгт Красногорский Марийской Республики. Родители приняли решение туда переехать, так как отцу предложили весьма престижную должность. Девочка продолжила обучение в красногорской школе № 39 Казанской ж/д. Люда активно трудилась на комсомольской ниве. Кроме того, она увлекалась спортом, особенно лёгкой атлетикой.
В 1953 году, когда девушка училась в 9-м классе, семья обосновалась в Свердловске (ныне Екатеринбург) по той же причине, что и ранее — чтобы отец снова поднялся по карьерной лестнице. Уже в 10-м классе за выдающиеся успехи на спортивном поприще ей дают золотой значок ГТО.
В 1955 году Людмила без особых усилий стала студенткой строительного факультета Уральского политеха. Естественно, что ее спортивную натуру сразу же заинтересовала деятельность туристического клуба института. Студенты ходили в турпоходы не потому, что это было хобби, а потому что они занимались этим профессионально. Снаряжение имелось в достаточном количестве, и хотя оно было не лучшего качества, но было надежным и долговечным.
Никогда не унывающая, добрая, энергичная — вот именно такой запомнили Люду в институте. Во время турпоходов она всегда организовывала досуг туристов, любила делать фотографии студентов, обожала петь вместе со всеми. Но в то же время никогда не отлынивала от работы, всегда участвовала в ночных дежурствах, с упорством карабкалась вверх в горы в первых рядах.
Вот что говорил о ней Евгений Зиновьев, участвовавший в поисках тургруппы Дятлова: «Люда Дубинина вошла в туристическую жизнь политеха буквально с первых шагов учебы в институте. В походах выходного дня она была заводилой по части массовых спортивных мероприятий: танцев на льду, веселых игрищ вроде «чехарды», «третьего лишнего» и так далее. С удовольствием участвовала в агитационных концертах, любила песни, умела хорошо фотографировать. В ее туристском активе пройденные лыжные и пешеходные маршруты по Среднему и Северному Уралу, пешеходные маршруты выездного лагеря УПИ на Восточном Саяне».
То, какой она была на самом деле, показывает один случай. Однажды в одном из турпоходов, проходившем по тайге на Восточном Саяне, под пиком Грандиозным, один охотник совершенно случайно выстрелил ей дробью из ружья в ногу. Поэтому, тургруппа быстро свернула лагерь, и примерно 80 км Люду несли на носилках к туристическому лагерю, располагавшемуся на Базыбайском пороге. Она не только стойко все перенесла на горнотаежном бездорожье с очень крутыми склонами, но и подбадривала своих товарищей как могла. К счастью рана не оказалась серьезной, и быстро зажила.
Зимой 1958 года наша героиня уже сама руководила тургруппой по маршруту 2-й категории сложности, проходившему по Северному Уралу. Как видим, к роковому турпоходу 1959 года Людмила была уже высококлассным туристом.
Роковой поход
Современники вспоминают, что героиня нашего рассказа была несказанно рада приглашению в тургруппу Дятлова: она усиленно готовилась, постоянно бегала на лыжах. Ведь она понимала, что это поход высшей категории сложности — маршрут имел протяженность не менее 300 км по труднопроходимым, почти безлюдным местам Свердловской области, включая покорение суровых вершин Отортен и Ойка-Чакур.
Старожилы делились, что маршрут «Ивдель — гора Отортен» был излюбленным для туристов, и они ходили по нему постоянно. При этом никаких трагических случаев никогда не происходило. Тем не менее местные жители говорили, что этот маршрут имел высокую долю риска: снежные лавины, сильные ветры и даже смерчи были там обычным явлением.
В роковом походе отношения с товарищами у нее почему-то не сложились. В своем дневнике Люда сетовала, что ее постоянно подкалывает член другой тургруппы, которая ночевала вместе с ними в Ивделе. «Женька то и дело подъедает меня, даже иногда скажет что-нибудь обидное, — читаем в ее дневнике. — Неужели он считает меня какой-нибудь дурой. Да и я вообще люблю подливать масла в огонь...». Кроме того, она неоднократно писала, что у нее плохое настроение.
Перед походом Людмила часто разговаривала с геологами из поселка 41-й квартал, где ночевала тургруппа. Также она на нескольких страницах своего дневника записала довольно много слов языка манси.
Уже в походе, Зина Колмогорова написала в дневнике о ней:
«Люда быстро отработалась, села у костра. Коля Тибо переоделся. Начал писать дневник. Закон таков: пока не кончится вся работа, к костру не подходить. И вот они долго спорили, кому зашивать палатку. Наконец К. Тибо не выдержал, взял иголку. Люда так и осталась сидеть. А мы шили дыры (а их было так много, что работы хватало на всех, за исключением двух дежурных и Люды. Ребята страшно возмущены). Сегодня день рождения Саши Колеватова. Поздравляем, дарим мандарин, который он тут же делит на восемь частей (Люда ушла в палатку и больше не выходила до конца ужина).»
Из записей дятловцев известно, что состоянием на 1 февраля 1959 года они дошли до горы Холатчахль. Через 11 – 13 дней ребята должны были вернуться из похода.
Поскольку дятловцы не пришли к условленному времени на последнюю точку маршрута, начались поисковые работы. Инициаторами поисков были члены туристического клуба политеха Игорь Кривонищенко, Галина Радостева и Юрий Блинов.
Поиски были осложнены тем, что перед турпоходом его руководитель Дятлов забыл оставить маршрутную книжку. 25 февраля 1959 года после упорных поисков удалось найти место стоянки тургруппы. Их палатка была почти полностью засыпана снегом, и при этом чем-то порезана в нескольких местах. Никого из группы в ней не оказалось, но при этом все вещи ребят лежали в целости и сохранности. Не пропали даже ценные вещи и деньги.
После трагедии
Родители Людмилы были первыми, кто забил тревогу о не вернувшихся из похода туристах. Тело их дочери нашли только в мае. Девушка стояла на коленях, упершись грудью в выступ водопада ручья. На ней не было куртки, её брюки были подгоревшими, а левая нога обернута в чью-то кофту.
В акте обследования трупа судмедэксперт Борис Возрожденный отметил:
«Смерть Дубининой насильственная», — пришел к заключению Возрожденный, основываясь на том, что смерть наступила из-за множественных переломов ребер, обширного кровоизлияния в правый желудочек сердца, а также кровотечения в грудной полости.
Дальше он написал: «Указанные повреждения могли возникнуть в результате воздействия большой силы, повлекшей за собой тяжкую закрытую смертельную травму грудной клетки у Дубининой. Причем повреждения прижизненного характера и являются результатом воздействия большой силы с последующим падением, броском или ушибом области грудной клетки Дубининой».
Одна из версий гласит, что Люда пыталась укрыться от штормового ветра в ложбине, но провалилась в полость в толще снега, вымытой ручьем. А затем её придавило рухнувшей массой снега толщиной около 5 метров (в материалах уголовного дела указаны две разные цифры: сначала - 2,5-3 м, а в конце УД, в "Постановлении о прекращении дела" - 4-4,5 м, в любом случае снег в мае дал некоторую осадку).
Вот, что сказал на допросе о причине смерти Люды ее отец:
«Отправить людей в опасный для жизни поход по горно-таежной, ненаселенной местности, где в январе-марте имеют место сильные бураны, сваливающие с ног, по рассказам местных жителей, не только человека, но и оленя, частые завалы, не разработав и не проведя абсолютно никаких даже элементарных мероприятий в какой-то мере предотвращающих опасности для жизни, совершенно не проводя проверку прохождения маршрута и состояния группы, не организовав ни одного контрольного поста, не дав группе рации... это значит бросить людей почти на 20 дней в опасных условиях на произвол судьбы что является большим уголовным преступлением. Если бы у группы была рация или по заданному маршруту были организованы контрольные посты, можно предполагать, что часть людей из группы были бы спасены».
Сотрудники УПИ и партработники Свердловского обкома КПСС предлагали похоронить ребят в г. Ивделе, в братской могиле с установкой обелиска. Однако благодаря настойчивости родителей и тому, что их поддержал секретарь обкома КПСС Владимир Куроедов, было получено разрешение провести похороны в г. Свердловске. Людмила Дубинина была похоронена 12 мая 1959 года на Михайловском кладбище, возле остальных дятловцев.
P. S. В статье не поддерживается ни одна из версий гибели дятловцев. Все предположения автора остаются только предположениями.
*В 1959 году соблюдался мораторий на ядерные испытания.
Другие статьи на эту тему:
1) "Дятловцы погибли от метеорита?"
2) Настораживающая сверхтаинственность дела дятловцев
https://zen.yandex.ru/media/id/60912c0034e3785f07bc8a40/nastorajivaiuscaia-sverhtainstvennost-dela-diatlovcev-60a0bef213b38951a0369396
3) Дятловцы, радиация и Кыштымская авария
4) Дятловцы. Версии убийства Золотарева и Дубининой нанесен нокаут - результаты одного судебно-медицинского исследования