Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Индии следует похоронить свою катастрофическую проамериканскую политику в Персидском заливе

Индии следует спокойно похоронить свою недавнюю катастрофическую политику в Персидском заливе и попытаться навести новые мосты с Ираном. За последний год в отношениях между Индией и Ираном было две последовательные неудачи. Индия была выкинута из двух стратегически важных проектов в Иране, которые обещали улучшить отношения в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Первое произошло в июле прошлого года, когда Тегеран отказался от запланированного строительства железнодорожной линии от порта Чабахар до Захедана вдоль границы с Афганистаном для Индии. Вторым было решение Ирана о предоставлении местной компании контракта на сумму 1,78 миллиарда долларов на разработку газового месторождения «Фарзад Б» в Персидском заливе, которое индийская компания ONGC Videsh Ltd обнаружила еще в 2008-м году. Проще говоря, Индия была «выгружена» из проекта.

В обоих случаях со стороны Индии произошла значительная задержка в переговорах по взаимоприемлемой договоренности на межправительственном уровне, что, очевидно, не оставило Тегерану иного выбора, кроме как продолжить реализацию проектов без участия индийского государственного сектора. компании. Со стороны Индии это было политическое решение, которое, без сомнения, принял Тегеран, учитывая в высшей степени стратегический характер двух проектов не только для двусторонних связей, но и для региональной политики.

В то время как газовое месторождение «Фарзад Б» могло бы укрепить энергетическую безопасность Индии, железнодорожная линия Чабахар-Захедан могла стать со временем жизненно важным звеном в региональном соединении Индии с Афганистаном, не имеющим выхода к морю, и регионом Центральной Азии. В последнем случае способность Индии играть эффективную политическую роль в Афганистане ограничена.

По сути, эти неудачи следует объяснить отсутствием стратегической ясности в политике Индии в отношении Ирана и региона Персидского залива в целом. За годы, прошедшие с 2017-го года, в региональную политику Индии в Персидском заливе вкрались определенные серьезные отклонения, которые негативно повлияли на основные стратегические интересы Ирана.

Глубоко ошибочная оценка Индии. Напомним, что при заметном отходе от традиционной политики не принимать чью-либо сторону в постоянной межгосударственной напряженности в регионе между Ираном и странами Совета сотрудничества стран Персидского залива, Индия начала идентифицировать себя со странами антииранского регионального фронта, спонсором которых был бывший президент США Дональд Трамп с участием Израиля, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.

Насколько США поощряли Индию к превращению ее в «качели» с тем, чтобы придать балласт фронту между Израилем, Саудовской Аравией и ОАЭ, или был ли индийский «наклон» решением suo moto – вопрос спорный. Скорее всего, это была комбинация обоих шаблонов, проистекающая из глубоко ошибочной индийской оценки геополитики западноазиатского региона.

Политика Индии основывалась на совершенно необоснованном предположении, что возглавляемая США израильско-саудовско-эмиратская партия набирает силу в региональной политике, и Индии было бы выгодно принять участие в этом в качестве попутчика. В действительности же, индийское стратегическое сообщество внесло значительный вклад в эту неудачу. С подписанием Соглашения Авраама в августе прошлого года индийские аналитики были убеждены, что региональным стратегиям страны в Персидском заливе и в регионе Западной Азии будет лучше всего способствовать налаживание еще более тесных связей с осью США-Израиль-Саудовская Аравия-Эмираты.

Две статьи в тогдашней газете Indian Express под заголовком «Геополитические интересы Индии находятся в тесном соответствии с умеренным арабским центром» и «Индия должна воспользоваться новыми стратегическими возможностями в Персидском заливе», а также статья, написанная бывшим индийским дипломатом в газете The Times of Israel, озаглавленная «Почему Индия поддерживает Соглашение Авраама», представляет собой убедительную презентацию этого дела.

К сожалению, соблазнительные аргументы, пропагандирующие ось США-Израиль-Саудовская Аравия-Эмираты, доходили до очень чутких ушей в коридорах власти в Нью-Дели. Так получилось, что они идеально вписались в политическую траекторию, придавая важность зарождающемуся квази-альянсу между Индией и США и неуклонно превращая его в военный альянс, совпадающий с так называемой Индо-Тихоокеанской стратегией Вашингтона против Китая в геополитическом пространстве с западной стороны от Тихого до Индийского океана.

Традиционно дружественная страна. Разве Индия не знала, что смысл существования фронта между США, Израилем, Саудовской Аравией и Эмиратами направлен на изоляцию Ирана в его регионе и свержение установленного режима в этой стране? Конечно, Трамп и его региональные союзники без всяких сомнений кинули Нью-Дели на этот счет. Но, попросту говоря, Дели не сомневался в этом, хотя Иран традиционно был дружественной страной, которая никогда не посягала на жизненно важные интересы Индии и постоянно стремилась к тесному дружескому партнерству с Индией.

Без сомнения, Тегеран начал замечать изменение отношения Индии. В то время как приглушенный ответ Нью-Дели на признание США Иерусалима столицей Израиля (декабрь 2017г.) сигнализировал о новом сдвиге: восторженный прием, который Нью-Дели оказал Авраамским соглашениям (август 2020г.), заставил бы Тегеран присесть.

Действительно, Нью-Дели хранил молчание, когда командующий иранскими силами Кудс генерал Касем Сулеймани был убит в январе 2020-го года по приказу Трампа, а затем Израиль убил известного иранского ученого-ядерщика. Дели больше не беспокоился о том, чтобы скрывать свои особые отношения с ОАЭ и Саудовской Аравией с акцентом на сотрудничество в области безопасности, несмотря на растущую враждебность двух стран по отношению к Ирану. Оглядываясь назад, можно сказать, что Индия путешествовала по стране фантазий, полностью оторвавшись от реальности.

Затем в быстрой последовательности произошло неизбежное – Трамп проиграл выборы в ноябре 2020-го года; а президент Джо Байден склонился к тому, чтобы подвергнуть сомнению союз Соединенных Штатов с саудовским режимом; США начали обсуждать шаги по сокращению своего присутствия в регионе Западной Азии, чтобы сосредоточить внимание на Азиатско-Тихоокеанском регионе; позиция США по палестинскому вопросу вернулась к позиции по умолчанию; и, самое главное, игнорируя протесты Израиля, Саудовской Аравии и ОАЭ, Байден решил сотрудничать с Ираном.

Конечно, отмена санкций США против Ирана, которая не за горами, полностью изменит сценарий безопасности в регионе Персидского залива. Саудовская Аравия и ОАЭ уже изо всех сил пытаются привлечь Иран по собственной инициативе, чтобы справиться с глубоким переходом, который ожидается в области региональной безопасности.

Прежде всего, идеи, вытекающие из Соглашений Авраама, умерли внезапной смертью. Нынешний конфликт в Газе даже усиливает изоляцию Израиля. Между тем, можно отметить рост Ирана. Отмена санкций США и последующая интеграция в мировую экономику кардинально изменит геополитику Ирана. Иран – очень богатая страна, и при сотрудничестве Индии или без нее он приступит к реализации амбициозной программы экономического восстановления. Симптомом этого является недавний 25-летний пакт об экономическом сотрудничестве с Китаем на сумму 400 миллиардов долларов.

С точки зрения Индии, ослабление напряженности в проблемных отношениях Ирана с Саудовской Аравией следует использовать как окно возможностей, чтобы придать новый динамизм индийской политике. Индия должна незаметно похоронить катастрофическую траекторию политики в Персидском заливе последних лет, основанную на неверных предположениях, и действовать быстро, чтобы оживить ирано-индийское сотрудничество. Возобновление закупок иранской нефти могло бы стать первым шагом. Дорога в Тегеран скоро будет переполнена.

БХАДРАКУМАР