Найти тему

Занятные истории из жизни Репина И.Е. по воспоминаниям современников

Великий русский живописец Илья Ефимович Репин был счастливым человеком. Приехав в Петербург, бедный провинциальный иконописец, поступив в Академию и был замечен известным художником И.Н. Крамским. В Академии студент Репин делает большие успехи. И одна из первых его больших картин «Бурлаки, идущие в брод», делает его не только российской, но и всемирной знаменитостью.

Репин И.Е. автопортрет
Репин И.Е. автопортрет

Во время работы над «Бурлаками» с художником произошел такой случай: местные крестьяне приняли его за колдуна, окружили с вилами, да с топорами. Репин показывал им документ на разрешение «производства художественных работ», но крестьяне грамоты не знали, и плохо бы пришлось молодому художнику, если бы не послали за пастухом, который грамоту разумел. Тот долго рассматривал бумагу и наконец сообщил крестьянам, что «документ справный».

Там же на Волге Илья Ефимович увидел колоритного старичка, которого очень хотел нарисовать. Дед долго отказывался и наконец заявил, что за двадцать рублей он согласен. Репин объяснил старику, что больше полтинника никто не платит. – Душу, да за полтинник? – возмутился старик. – Знамо, для чего списываете. Для антихриста, вот придет он на следующий год и всех, кто записан в свое войско возьмет. Нет, за полтинник душу не продам. А вот за двадцать рублев….. Но результатом этой веселой и слегка опасной поездки стала великое произведение.

Бурлаки , идущие в брод  Репин И.Е.
Бурлаки , идущие в брод Репин И.Е.

Илья Ефимович Репин был человек восторженный и очень эмоциональный, жить с ним было не просто. Его первая жена Вера Александровна родила четверых детей. Брак распался после 15 лет совместной жизни, так как Вера уже не могла терпеть постоянные измены мужа и его вспыльчивый характер. Старшие дети остались с отцом, двое младших с матерью. Надо сказать, что отношения Репина с детьми не сложились. Наверное, невозможно быть великим художником и хорошим отцом одновременно. Чем-то приходится жертвовать.

художник с детьми Дети : Вера, Надя, Юра и Татьяна
художник с детьми Дети : Вера, Надя, Юра и Татьяна

Второй женой Репина стала Наталья Борисовна Нордман, дама, экстравагантная и не уступающая художнику в чудаковатости. Во –первых она была убежденной вегетарианкой. По воспоминаем Корнея Чуковского она кормила гостей «сеном, сухим или маринованным» «котлетами из овощей или куропатками из репы». Второй ее фишкой были пластические танцы под граммофон. И еще одним ее чудачеством были оздоровительные процедуры. Спать надо было только в холоде. Для этого были сшиты специальные спальные мешки и вся семья вместе с детьми спала на морозе.

Наталья Борисовна Нордман
Наталья Борисовна Нордман

Художник Репин дружил с писателем Толстым Л.Н. И вот однажды приехав в Ясную Поляну погостить со своей второй женой их разместили в спальне, которая находилась как раз над спальней Льва Николаевича. Пока гости были в доме, Толстой не спал, так как каждую ночь они устраивали танцы, сотрясая весь дом. На языке Натальи Борисовны это называлось «повышение чувства пластики». Сейчас бы это назвали ЗОЖ, но тогда это выглядело довольно странно. Однако Репину все эти упражнения пошли на пользу, что нельзя сказать его жене, в конце своей жизни она очень болела. После ее смерти Илья Ефимович отменил вегетарианскую диету.

Л.Н. Толстой кисти Репина
Л.Н. Толстой кисти Репина

Великий художник школы русского реализма очень тщательно готовился к любой своей работе. Изучал эпоху, читал много книг по теме, изучал исторические документы. Приступая к работе над картиной «Иван Грозный убивает своего сына», Илья Репин проделывал такой трюк. Переодевшись во все черное, он прятался в темном переулке и завидев прохожего неожиданно выскакивал перед ним. Ему надо было увидеть испуг. Но как-то он нарвался на подвыпившего рабочего, который в искусстве ничего не понимал и объяснениям Репина удовлетворен не был. Если бы не полицейский проходивший мимо, художнику досталось бы по первое число.

Иван Грозный убивает своего сына
Иван Грозный убивает своего сына

Написав свой очередной шедевр картину – «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» Репин, стал не только самым знаменитым, но и самым богатым художником в России. Успех был огромный. Коллекционер и друг художника Павел Третьяков картину купить не смог, так как она была выставлена за баснословные тогда деньги 35 000 тысяч рублей. Картину купил Александр III

Запорожцы , сочиняющие письмо к турецкому султану
Запорожцы , сочиняющие письмо к турецкому султану

Репин был прекрасным портретистом. Он сумел написать портреты самых значимых людей своей эпохи, многие из которых были его друзьями. Портреты – Толстого, Мусоргского, Тургенева, Шишкина, Третьякова, Горького, Лескова, Чуковского и многих других. Но настало время, когда позировать художнику стали отказываться. Все произошло из-за трагических совпадений, когда один за другим стали умирать люди портрет которых писал Репин. Но посудите сами. Композитор Мусоргский – скончался после написания портрета, критика Писемского тоже постигла та же участь, поэт Тютчев, сам Третьяков, и совсем уж нехороший случай с портретом Столыпина, когда Репин закончил работу Столыпин уехал у Киев, где и был убит террористом.

Когда у художника отказала правая рука, он научился писать картины левой. В старости он не мог держать палитру и тогда он повесил ее на шею и работал, работал в утра до вечера. Ибо только в работе он видел смысл своей жизни.

После Октябрьской революции имение Репина оказалось на территории Финляндии. В Россию он больше не вернется. Хотя в Пенаты приезжала делегация советских художников, приглашавших его вернуться в Советскую Россию. Художник отказался. Умер он 29 сентября 1930 года в 86 лет. Он сам выбрал место в парке усадьбы Пенаты для своей могилы. Где и будет похоронен. Перед смертью он напишет последнее письмо своим друзьям в Россию.

«Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростертый во прахе, благодарю, совершенно растроганный, добрым миром, так щедро всегда меня прославляющим».