Продолжаю статьи на тему «Почему ребенок не говорит»
В предыдущих публикациях я писала о Первом блоке мозга, который является фундаментом речи. Чтобы Первый блок мозга дозрел, необходимо выполнять нейрогимнастику из пяти блоков упражнениний.
Статью о глазодвигательных упражнениях вы найдете здесь.
О пользе дыхательных упражнений
Дыхательные упражнения для развития речи очень важны. Выработка правильного дыхания оптимизируют газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, легкий массаж внутренних органов, способствуют общему оздоровлению организма и улучшению самочувствия.
Правильное дыхание способствуют развитию саморегуляции. Тренировка делает глубокое медленное дыхание естественным и непроизвольным.
Упражнения на дыхание должны предшествовать глазодвигательным, телесным, растяжкам и самомассажу, поскольку делает их наиболее эффективными.
Многим родителям известны дыхательные игры и упражнения с разнообразными тренажерами. Они несомненно полезны. О них много информации и их не сложно найти в магазинах.
Но сегодня я пишу о комплексе дыхательных упражнений для нейрокоррекции.
Правила выполнения упражнений на дыхание
- Любое напряжение тела проводится на выдохе.
2. Свое дыхание малыш должен ощутить, увидеть и услышать. Это значит, что вдох и выдох должны быть шумными, а на брюшной полости на начальных этапах лежит рука взрослого.
3. Основным является сочетание грудного и брюшного дыхания. Выполнять его следует сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. Пока у ребенка не сформируется правильное дыхание, кладите одну его руку на грудь, а вторую на живот, сверху фиксируя их своими руками.
Универсальным является четырехфазное дыхательное упражнение, содержащее равные по времени этапы:
«вдох – задержка – выдох – задержка».
1-ая фаза. По команде «вдох» делается глубокий вдох носом: распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед; наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.
2-ая фаза. Пауза.
3-ая фаза. По команде «выдох»: приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; опустить ребра, используя группу межреберных мышц; опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких шумно через рот.
4-ая фаза. Пауза.
Когда ребенок научится выполнять базовое упражнение лежа, переходите к выполнению сидя, а затем стоя.
Варианты дыхательных упражнений
1. «Перышко». Возьмите перышко, положите на стол. Покажите ребенку, как выполнять упражнение. Сделайте «громкий» вдох носом (это очень важно, чтобы ребенок понял, что вдох делается носом, а выдох ртом), а затем выдыхайте (дуйте) на перышко ртом медленно, потихоньку, чтобы перышко постепенно перемещалось, а ребенок поймал его на другом конце стола. Теперь то же самое делает ребенок. Не позволяйте дуть на перышко, если ребенок захватил воздух ртом, а не носом. Проявляйте терпение.
2. «Шарик». Возьмите воздушный шарик который ребенок сможет надуть. Сделайте глубокий вдох носом так, чтобы ребенок это и видел и слышал, сделайте всего один выдох в этот шарик и завяжите ниткой. Теперь пусть ребенок сделает то же самое. На стене прикрепите горизонтально шнурок и на него крепите каждый день по одному шарику, надутому таким образом малышом (шарик должен быть надут только одним выдохом). Отмечайте дату, когда выполнено это упражнение. Важно научить ребенка сравнивать собственные результаты и радоваться своим успехам. Это упражнение не стоит выполнять более двух недель. Нужно сделать перерыв, а затем опять вернуться к нему.
3. Можно надувать мыльные пузыри, дуть в коктейльную трубочку, опущенную в стакан с водой, на листочки бумаги или салфетки, на свечку.
И. п. стоя. Зажигаем свечку (можно декоративную, для торта), делаем глубокий вдох через нос и дуем на свечу медленно и долго. Повторяем 2-5 раз. Если свечка потухла, то опять ее зажигаем.Не забудьте про меры предосторожности, чтобы избежать пожара. Если ребенок совсем не может дуть, сначала пробуйте плевать на свечку. Язык находится между губами, резко и коротко толчком «выплевывайте» воздух. Используйте различные виды упражнений, где ребенок может увидеть процесс дыхания. Следите, чтобы ребенок делал вдох носом.
4. Возьмите свисток, дудочку, свирель - сделайте вдох носом и один длинный выдох в музыкальный инструмент, при этом засеките время свиста при помощи секундомера в телефоне. Теперь предложите то же самое сделать ребенку. Фиксируйте продолжительность выдоха по секундомеру и записывайте результат. Важно сделать не быстрый и сильный выдох, а длинный, медленный, постепенный именно такой прием укрепляет нервную систему и помогает подготовить ребенка к навыкам саморегуляции.
5. Дыхательные упражнения с имитацией произнесения гласных звуков. Исходное положение (И. п.) - стоя. Делаем глубокий вдох через нос, делаем выдох через рот, имитируем звук О, повторяем 2-3 раза.
Важно! Стремитесь, чтобы выдох (звук) был длиннее вдоха.
Это же упражнение делайте со звуком А, У, И, Э, Ы. Так вы отработаете артикуляцию гласных звуков:
- на О – губы кружочком;
- на А – губы свободно открыты;
- на У – губы трубочкой;
- на И – губы улыбаются;
- на Э – губы смеются;
- на Ы – губы обиделись.
6. Ветер. Предлагаем ребенку изобразить ветер.
- ветер дует на пламя свечи;
- ветер дует на воздушный шарик;
- ветер дует на пушинку;
- ветер дует на камень.
7. Используйте приемы поочередного вдоха и выдоха через разные ноздри. Имейте ввиду, что правая ноздря активизирует правое полушарие, а левая ноздря левое полушарие головного мозга.
Однако будьте внимательны и аккуратны при обучении детей таким приемам.
И. п. сидя. Зажмите пальцем правую ноздрю и сделайте вдох через левую, затем откройте правую ноздрю, но закройте пальцем левую и сделайте выдох через правую, теперь, ничего не меняя, сделайте вдох через правую, а выдох через левую. Повторяем 2-5 раз.
8. Дыхательные упражнения в сочетании с телесными.
- И. п. лежа на спине. Делаем вдох носом и поднимаем правую руку так, чтобы она смотрела» в потолок. Выдох через открытый рот и опускаем руку. То же самое делаем левой рукой. Повторяем действия каждой рукой 3-4 раза.
- И.п. — лежа на спине. Делаем вдох через нос, одновременно поднимаем правую руку и левую ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок. Делаем выдох через открытый рот, одновременно опускаем руку и ногу. То же самое повторить с левой рукой и правой ногой. Повторить 4 - 6 раз.
После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала. Научите ребенка массировать себе ушные раковины, растирать ладони, прикладывать их к глазам для снятия напряжения.
Важно! Проконсультируйтесь у вашего невролога, прежде чем приступить к выполнению рекомендаций.
Совет: скопируйте комплекс дыхательных упражнений и распечатайте на принтере. Так вы всегда будете иметь комплекс под рукой и не ошибетесь.
Начав выполнять упражнения вместе с ребенком, неукоснительно двигайтесь вперед. Желаю успехов!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить статью о следующей группе упражнений для развития Первого блока массаже и самомассаже.