Операция «Цербер»
Основной целью немецкого командования было скрытое перемещение группировки военных судов к побережью Норвегии. Для этой операции были привлечены солидные силы, в состав которых входили линкор «Шарнхорст», линкор «Гнейзенау», тяжелый крейсер «Принц Ойген», тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», жемчужину немецкого флота линкор «Тирпиц» и порядка десяти кораблей сопровождения. Такая группировка могла полностью перекрыть дорогу конвою и блокировать поставки ресурсов в Советский Союз.
Однако, несмотря на серьезную подготовку и грозное название самой операции, дела у немецкого флота пошли плохо изначально. При начале движения по маршруту «Шарнхорст» и «Гнейзенау» подорвались на минах, которые предусмотрительные англичане заботливо оставили дрейфовать возле мест базирования немецкого флота. Но, если «Шарнхорст» удалось отремонтировать и позже вернуть в строй, то «Гнейзенау» превратился в нечто, неподдающееся ремонту. «Принц Ойген» был успешно торпедирован и вернулся в порт, где применялся в виде морской батареи до конца войны. Но тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и «Тирпиц» смогли добраться до нового места базирования, где немедленно приступили к своей задаче, а именно поиску и уничтожению конвоев союзников.
Операция «Дворец спорта»
1 марта 1942 года в море вышли сразу два конвоя союзников. Это был PQ-12, идущий с грузом в Архангельск и PQ-8, который возвращался к берегам родной Великобритании. Конвои были оповещены об активности ВМФ Германии в данном регионе, поэтому они соблюдали определенную осторожность, а авиаразведка вермахта донесла немецкому командованию флота об активности флота союзников. Немцы решили, что пора реализовать свой главный козырь в лице «Тирпица» и эскадра выдвинулась в море.
Неизвестно каким образом авиаразведка могла ошибиться в определении координат, но немецкая эскадра прошла примерно посередине между двумя конвоями, на расстоянии 60 морских миль. Капитаны напряженно пытались заметить неприятеля осознавая, что грандиозная операция стремительно движется к провалу.
После долгих поисков цель наконец-то была обнаружена, ей оказался древний советский лесовоз «Ижора» вся ценность которого примерно соответствовала грузу досок, который он перевозил. Капитану лесовоза предложили погрузить людей на шлюпки и покинуть корабль, не передавая в эфир сведения о расположении немецкого флота. Моряки с торговых судов английского флота часто соглашались на подобные предложения, дорожа собственной жизнью. Однако капитан «Ижоры» поступил несколько нестандартно. В сторону немецкой эскадры развернулось единственное 37-мм орудие, лесовоз прибавил ходу, а радист начал спешно передавать в эфир точные координаты немецкого флота.
Эсминец «Фридрих Ин» должен был положить конец данному безобразию и произвел залп, которого обычно хватало для уничтожения грузового судна среднего тоннажа. В ответ «Ижора» ответила несколькими снарядами из своего орудия и продолжала движение. «Фридрих Ин» произвел еще три залпа, после которых лесовоз практически полностью потерял ход, но все-равно отказывался тонуть. Две торпеды с эсминца тоже не помогли делу. Такая живучесть лесовоза объяснялась большим грузом сухих досок, которые обеспечивали ему достаточную плавучесть, несмотря на множественные пробоины в корпусе. Когда немцы осознали данный факт, перед ними встала дилемма. Использовать главный калибр линкора совершенно не хотелось, поскольку один залп стоил примерно, как две «Ижоры», груженные красным деревом. Поэтому «Фридрих Ин» произвел еще один торпедный залп, который стал для «Ижоры» роковым.
В это время суда конвоев благополучно покинули опасное место, а эскортные суда отправились на поиски «Тирпица», который был желанной добычей. На этот раз «Тирпицу» удалось ускользнуть, но операция была с треском провалена и «бой с лесовозом» долго вспоминали капитану немецкой эскадры.