- Если русские не приедут, магазин придется закрывать. На этот раз - навсегда.
Так говорит владелец семейного бизнеса - магазина с ювелирными украшениями, который кормит вот уже третье поколение в этой семье.
Аланья замерла в ожидании самого важного для этого сезона решения. Приедут русские или нет? За 2 недели после длительного локдауна стало ясно - без того объема, которые давали россияне, запустить и оживить бизнес невозможно.
В среднем на один курортный поселок сейчас смогли открыться от 10 до 15% имеющихся отелей. Остальные перенесли было открытие на июнь - но в отсутствие утешительных новостей предпочли законсервироваться. Ведь пошел уже второй год запретов на увольнение в связи с пандемией. Набрать персонал и оплачивать страховые взносы, не получая прибыли - на эти риски после прошлого года не готов пойти ни один владелец.
Не лучше ситуация с заведениями общепита. С 1 июня пообещали открыть те из них, которые смогут обеспечить размещение на открытом воздухе. Но после второго внезапного закрытия в апреле, в строй вернутся немногие. Если взглянуть на количество объявлений о продаже кафе и ресторанов, то станет очевидно - мы все недоцениваем масштабы случившейся катастрофы. Среди объектов, выставленных на продажу, попадаются знаменитые заведения, десятилетиями кормившие и самих аланийцев, и гостей курорта.
И конечно, наиболее тяжелое положение - у торговцев. Коммендатский час, из-за которого магазины закрываются в 20.00 и субботы с воскресеньями, когда лавки полностью закрыты, лишают шанса поймать благодушного скучающего покупателя. А ведь продать курортные товары можно только таким отдыхающим.
Но и снятие в перспективе этих ограничений не спасет торговлю. Основные потоки сейчас идут из трех стран - Украина, Беларусь и Польша. Говорить о том, что туристы из этих стран готовы охотно сорить евро и долларами, скупая золото, кожу, сумки или дорогой текстиль, не приходится. Скорее, наоборот - сегоднящний турист стремится отбить путевку, наев и напив в отеле по максимуму, и не выходя за территорию, чтоб не поддаваться соблазнам.
Переполнены лишь городские пляжи. Здесь жизнь кипит и найти свободный пятачок на знаменитом песке Клеопатры все труднее. Издалека такое бурление жизни радует. Но не вблизи!
Туристов среди этой толпы практически нет. Разве что живущие здесь на ПМЖ русскоязычные слегка разбавляют шумные компании местных. Вся лишившаяся работы молодежь проводит дни у моря, оставляя после себя к вечеру горы мусора и пустых пивных бутылок.
И если в том году в начале лета курорт пустовал, но сами турки были полны надежд и ожиданий, то сейчас на побережье царит лишь отчаяние. Набранные кредиты проедены за зиму , час расплаты по ним наступил еще весной, но никаких заработков не предвидится.