Прошло ровно десять лет, как я посещала литературные курсы. И сегодня хочу поделиться дневниковыми заметками
того времени. Тогда я анализировала, насколько оправдались мои ожидания от курсов после первого года обучения на них (всего продолжительность курсов составляла два года).
Прежде всего, расширились границы моего незнания (что еще больше приблизило меня к Сократу :)). А классические циклы филологической подготовки (хотя и в сильно урезанном виде) дали мне, человеку с техническим образованием, общее представление о филологии как науке – во-первых, и некоторую систематизацию развития литературных форм и содержаний от «времен до нашей эры» до «сегодняшнего дня».
Что касается учебного курса «Техника писательского мастерства», то здесь ничего нового для себя не узнала. Лишь убедилась, что все мои интуитивные находки и знания, полученные самообразованием, вполне укладываются в профессиональное русло.
Зато с большим удовольствием посещала «мастерскую», в рамках тамошних заданий написала некоторое количество неформатных рассказов. Вряд ли найду, куда их пристроить – разве что в сетевые конкурсы – но душу отвела. С еще большим энтузиазмом участвовала в нелицеприятных «разборках», вызвавших у меня ностальгические воспоминания о занятиях в ЛИТО в юные годы. И смело подставлялась сама под критические стрелы нашей молодежи! Кстати, основная польза для меня от этих занятий – это понимание того, как воспринимают те или иные проблемы разные возрастные группы. А посещали наши курсы люди разного возраста: от студентов до пенсионеров.
Если говорить о разочаровании, то связано оно было, в первую очередь, с атмосферой занятий, протекающих в рамках коммерческих школ. Здесь она радикально иная, чем в бесплатных ЛИТО где-нибудь при библиотеке. И это открытие затормозило мою работу над романом о начинающих литераторах ( я ведь и на курсы-то записалась ради живых впечатлений, ради стороннего взгляда на творческое развитие личности в наше время) – позже мне пришлось переделывать уже написанные главы, осовременивать содержание. Потому что многие нынешние студийцы, которые платят деньги за курсы, соответственно относятся и к получаемым за деньги услугам.
Некоторые студийцы, поняв после первого семестра, что на курсах они не получат поддержки в публикации их опусов (на моих глазах никто ее не получил), на второй семестр не пришли. Добровольный отсев представлял около половины от первоначально принятых!
Также заметно равнодушие большинства к творчеству сокурсников, чего в прежних ЛИТО не наблюдалось. Члены ЛИТО, собираясь после работы в литкружке, были более сплоченными (возможно, это осталось и сейчас, но в бесплатных литобъединениях). На коммерческих курсах разобщена даже молодежь. После «звонка» все вмиг разлетаются, в большинстве своем, поодиночке – редко по двое. Другие приходят только на те занятия, где разбираются их собственные произведения и пропускают другие.
На последнем перед каникулами семинаре "мастерской" наш руководитель, обобщив свои наблюдения за творчеством студийцев в течение учебного года, дал каждому индивидуальное задание на лето. Мне посоветовал написать документальные записки, учитывая мой жизненный опыт в разных сферах деятельности.
Спустя год после окончания курсов и получения диплома я все же написала роман о студийцах литературной мастерской! Он был благосклонно принят редакторами, выходил дважды. Но, увы, как принято в наше время, каждый раз издавался под новым заголовком. Первый раз его назвали - «Карьеристки», второй раз - «Неприступная женщина».
О том, как создавался сам роман, я рассказываю ЗДЕСЬ