Каждому журналисту приходилось слышать глупую шутку про вторую древнейшую. Самое обидное, что доля правды в этой шутке есть. За примерами далеко ходить не надо: намедни главред Комсомолки без всякого стеснения сказал, что размещение проплаченных статей без пометки «реклама» - «является абсолютно распространенным явлением во всех СМИ, в самых высокопорядочных. Не существует сколько-нибудь популярного издания или популярного СМИ в Российской Федерации, которое не размещало бы оплаченные статьи».
Тут на самом деле две проблемы: 1) публикация материалов, присланных сверху (из администрации президента, из кабинета главного акционера etc) 2) публикация коммерческих материалов под видом обычных редакционных. Про первую из этих проблем я сейчас ничего говорить не буду, а, что касается второй, то тут, опять же, может быть два варианта: 1) редакция получает деньги, оформляет договор и печатает «джинсу» 2) отдельный журналист получает деньги и, не ставя в известность руководство, печатает заказуху. И вот это и есть самая гадость, потому что тут нет никаких оправданий - никто человеку не приказывал, увольнением не угрожал и все сводится к его личному выбору, обусловленному алчностью.
Часто ли такие ситуации возникают? В моей практике это было дважды. Первый раз - в самом начале карьеры. Я тогда трудился в деловом еженедельника «Компания» и писал про юридические проблемы ведения бизнеса. Знакомая адвокатесса сказала, что ведет интересное дело и предложила мне описать его. Суть была в том, что мужик с бабой делили стоматологический бизнес. Деловой развод шел у них нехорошо, со скандалами и чуть ли не рукоприкладством. С героем этой истории мы встретились в кафе, где он изложил свой взгляд на проблему. А в завершении беседы пообещал после публикации «поддержать молодого журналиста». И вот тут-то у меня возникли сомнения. Денег, конечно, хотелось. Но совесть велела от такой благодарности отказаться. Находясь в задумчивости, я позвонил второй участнице конфликта. Узнав, что я уже переговорил с ее бывшим бизнес-партнером, общаться со мной она отказалась. Это и спасло меня от моральных терзаний: без ее коммента статья получалась однобокой и публиковать ее все равно не стали бы. Так что я с облегчением отказался от написания этого текста.
Второй раз деньги за публикацию мне предлагали совсем недавно. Но речь шла уже о конкретной сумме. За эти деньги требовалась от меня малость — упомянуть в статье или даже коротке позицию одной страны по поводу некоего международного события. В общем-то ничего крамольного и позорного — это не про то, как в КНДР здорово живется за северокорейские деньги писать (да-да, и такое в российских СМИ происходит). Но к своим 36 годам я стал более морально устойчив, поэтому предложение отклонил без особых терзаний.
Это все, не к тому, какой я замечательный и неподкупный. Более того, мой случай не самый показательный, поскольку международники в меньшей степени находятся в зоне соблазна, по сравнению с авторами из разделов Бизнес, Экономика и даже Политика. Но тем не менее, если за полтора десятилетия работы было только два предложения, это о чем-то да говорит. Из моих знакомых — тех журналистов, с кем я в доверительных отношениях - «джинсу» не публиковал никто. Ну или по крайней мере никто не признавался в этом. В общем, практика заказных публикаций, хотя и широко распространена, но далеко не каждый журналист в этом готов участвовать.
Каждому журналисту приходилось слышать глупую шутку про вторую древнейшую
29 мая 202129 мая 2021
5
2 мин