Найти тему
Провинциальный АДок

О «детской болезни» и других проблемах орловских водителей

Оглавление

Изменение порядка сдачи экзаменов на водительские права; выпадающие из правового поля новые транспортные средства; почему орловские водители понимают только метод кнута, и смогут ли излечиться владельцы «железных коней» от «детской болезни» – эти и другие вопросы обсудили на прошлой неделе в орловской Госавтоинспекции на пресс-конференции начальника регионального УГИБДД Александра Коршунова. Формально поводом для ее проведения стало подведение итогов работы ведомства за первые 4 месяца текущего года. По сути же Александр Коршунов прошел по самым болевым точкам в сфере безопасности дорожного движения и ответил на вопросы орловских журналистов.

Две трети будущих водителей не смогли проехать по городу без ошибок

С первого апреля 2021 года сдача экзаменов в ГИБДД проходит по новым правилам. И хотя существенных изменений, по словам Александра Коршунова, не произошло, вскрылся ряд серьезных проблем. Одна из них – недостаточная подготовка будущих водителей к поведению в реальной дорожной ситуации. Если раньше экзамены проходили в два этапа – автодром и вождение по городу, то теперь эти испытания объединены в один этап. С 1 апреля проведено 1 870 экзаменов. С первого раза экзамен сдали всего 544 человека. Менее трети успешных результатов – это, по мнению руководителя региональной ГИБДД, очень низкий показатель. Что характерно, в первые дни будущим водителям было очень сложно привыкнуть к такому новшеству, как действия инспектора, принимающего экзамен. Теперь экзаменатор контролирует все действия новичка с помощью дублирующих педалей. И если возникает ситуация, когда инспектор вынужден прибегать к экстренному торможению, то это автоматически означает проваленную попытку сдать экзамен. Новшество очень сильно психологически повлияло на экзаменуемых, и в первые дни число успешно завершенных испытаний было близко к нулю. Потом ситуация начала выравниваться, но результат, как уже говорилось, оставляет желать лучшего…

Мириться с таким положением дел в ГИБДД не намерены. Как рассказал Александр Коршунов, в ближайшее время пройдет встреча людей в погонах с руководством орловских автошкол и чиновниками областного департамента образования. Цель – привлечь внимание к очень низкому уровню подготовки (в частности, навыков практического вождения) будущих водителей. Автошколы должны понимать, что ситуация, когда экзамен начинается с автодрома и там же заканчивается (так как инспектор видит: такого водителя нельзя выпускать на улицу города), долго продолжаться не может. Рано или поздно происходящее приведет к закономерным вопросам о качестве преподавания в автошколах. Если человек сдает вождение с пятой, а то и с шестой попытки, возникает ощущение, что его учили не в автошколе, а уже в ГИБДД, в процессе сдачи экзаменов. И школам необходимо уже сейчас задуматься о качестве работы своих инструкторов и о том, достаточно ли времени учащиеся проводят за рулем. Ведь не секрет, что, сэкономив на первоначальном этапе и выбрав самую дешевую автошколу, человек потом не раз и не два доплачивает за персональные занятия сверх учебного плана. Орловцы рано или поздно поймут, что нужно осваивать азы вождения там, где более серьезная база и высокий процент успешной сдачи экзаменов с первого раза. Автошколы, которые не захотят повышать качество подготовки, рано или поздно столкнутся либо с тем, что люди просто перестанут к ним обращаться, либо вообще могут лишиться лицензии. Правда, только в том случае, если к решению проблемы удастся подключить профильный департамент.

Федеральные трассы станут шире

На дорогах области с начала года в ДТП погибло 18 человек (по сравнению с 2020-м произошло снижение на 42%). Причем из 18 погибших 13 человек лишились жизни на федеральных трассах. Это обусловлено в первую очередь ослаблением введенных из-за коронавируса ограничений на перемещение между регионами. Трафик по дорогам существенно вырос. Вторая причина – тот факт, что морально многие орловские трассы уже устарели. По мнению Госавтоинспекции, такие важные и крупные транспортные артерии должны иметь как минимум по 4 полосы, а не две, как сейчас. Есть надежда, что в скором времени федеральные дороги начнут расширять.

Если коснуться причин ДТП, то здесь в безусловных «лидерах» – выезд на полосу встречного движения. Причем, не обязательно там, где этот выезд вообще запрещен. Очень часто водители неправильно оценивают дорожную обстановку, дистанцию, условия видимости, свои навыки. В итоге они попадают в аварии даже тогда, когда обгон разрешен знаками и разметкой. И здесь уместно вспомнить о том, с чего мы начали статью: о качестве подготовки будущих водителей.

Дети – не только цветы жизни, но и двойная ответственность

Что касается ДТП с участием несовершеннолетних, то здесь статистика тоже пошла в минус: произошло 15 ДТП (- 6,3%) При этом один ребенок-пассажир погиб, и еще 11 детишек были ранены (- 11%). В массе своей пострадавшие дети были пассажирами, то есть никак не могли повлиять на свою безопасность и избежать уготованной им участи. Как отметил Александр Коршунов, в области практически 80% водителей используют детские удерживающие устройства и автокресла. Но при этом даже владельцы автокресел продолжают грубо нарушать ПДД. И здесь сломать ситуацию можно лишь путем изменения законодательства, отметил Коршунов. Ведь водитель с ребенком-пассажиром отвечает не только за свою жизнь. Поэтому и ответственность за нарушение ПДД должна быть двойной. В новый административный кодекс поступают похожие предложения, и есть надежда, что поправки будут приняты. Тогда наличие ребенка в машине (даже пристегнутого) будет рассматриваться сотрудниками ГИБДД как отягчающее обстоятельство при превышении допустимой скорости или других нарушениях ПДД.

Скутеры, моноколеса, самокаты, ролики и прочее-прочее-прочее

Как отметил Александр Коршунов, вызывает тревогу большое количество появившихся новых средств передвижения: скутеров, спидвеев, моноколес, самокатов с моторчиком и тому подобных устройств. Пока законодатели относят подростков на таких средствах передвижения к… пешеходам. Однако, опять же, идет проработка законов, чтобы изменить ситуацию. Слишком много подростков на самых диковинных устройствах выезжают на дороги, а некоторые устройства позволяют без проблем разгоняться до 40-50 километров в час. При этом зачастую водители таких «агрегатов» не имеют средств защиты (тех же «черепах», наколенников и шлемов). Плюс к этому они не знают элементарных правил дорожного движения. Не имеют они и документов на средство передвижения (а это очень лакомый кусок для преступников, учитывая стоимость некоторых новинок).

Практически накануне пресс-конференции произошел показательный случай – девушка на роликовых коньках врезалась в бок машины. С одной стороны, ребенок оказался под автомобилем и получил травмы. Но с другой, в чем вина водителя? Поэтому в первую очередь родители подростков должны осознавать, какие опасные игрушки они приобретают своим детям. Плюс, хочется этого властям или нет, но жизнь меняется. И местные чиновники должны создавать инфраструктуру для передвижения нового типа транспорта. Сейчас в ГИБДД разрабатывают предложения, чтобы развести пешеходов и подростков на колесах хотя бы на основных пешеходных артериях – в районе улицы Ленина, главной площади города и на прилегающих центральных улицах. На начальном этапе можно хотя бы выделить разметкой полосы и дорожки. Уже это поможет пешеходам избегать столкновений. Например, в соседней Туле на корреспондента «ОС», мягко говоря, смотрели как на не совсем адекватного человека, когда он случайно зашел на велодорожку. Аборигены давно привыкли к тому, что пешеходы должны держаться в стороне от полосы, специально выделенной для двухколесного транспорта. Если аналогичное чудо появится и в Орле, местные жители тоже очень быстро привыкнут избегать столкновений с мчащимися под горку велосипедами и самокатами. Кстати, если верить анонсам орловской мэрии, то «первой ласточкой» в плане обустройства велодорожек должен стать Маслозаводской переулок. Именно там при ремонте трассы планируется выделить специальную полосу для велосипедистов. В дальнейшем в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» велодорожки должны стать такой же обязательной вещью, как люки ливневой канализации.

Выпил – не садись за руль!

Отдельно на пресс-конференции коснулись проблемы пьяных водителей. С одной стороны, наметилась тенденция к снижению аварий по вине нетрезвых водителей (- 50%) Но, с другой стороны, число выявленных водителей «под мухой» снизилось всего на 5%. По итогам четырех месяцев удалось обнаружить почти 750 нетрезвых водителей. И самое жуткое, что 93 из них управляли ТС в состоянии опьянения повторно. Кстати, за это предусмотрена уже уголовная ответственность, но даже такая жёсткая мера не способна остановить нарушителей. Пока эти люди, как говорится, не испытают действие Уголовного кодекса на собственной шкуре, ситуацию изменить не удается. Поэтому, опять же, памятуя про метод кнута, сейчас ведутся разговоры об ужесточении наказания для тех, кто садится за руль в нетрезвом виде. По словам Коршунова, водитель прекрасно знает, что в состоянии опьянения он неадекватен, и должен понимать, что подвергает опасности не только себя и тех, кто находится с ним в одном авто, но и других участников движения. Поэтому ужесточение наказания – это необходимая мера.

Еще один момент, который просто не укладывается в голове, это когда в течение суток нетрезвый водитель на одном и том же автомобиле задерживается неоднократно. Звучит дико, но некоторые орловцы умудряются забрать авто со штрафстоянки (либо с помощью владельца, либо с помощью эвакуатора). Пока по закону к таким совершенно неадекватным товарищам можно применить лишь такую меру наказания, как отстранение от управления авто, а саму машину поставить на штрафстоянку. Александр Коршунов провел параллель с огнестрельным оружием. Если с помощью ружья или пистолета совершено преступление, то оружие изымается. Аналогичный закон необходимо разрабатывать и внедрять в жизнь и по отношению к нетрезвым водителям. Естественно, в реальной жизни бывают ситуации, когда владелец авто – один человек, а управляет им друг, родственник или просто знакомый. В такой ситуации, по мнению Коршунова, проблему должны решать уже сами владельцы автомобилей. Если вы знаете о любви к «зеленому змию», не доверяйте таким родственникам свою машину!

«Паутина» против «детской болезни»

В этом году МВД провело целевую операцию по выявлению водителей на тонированных автомобилях. В итоге выявлено на 65% больше нарушений, чем годом ранее – почти 6100. Учитывая минимальный штраф в 500 рублей, бороться с этим пристрастием к тонировке довольно сложно. Напомним, по изменившемуся законодательству, водитель должен снять тонировку либо сразу же, как только нарушение было зафиксировано сотрудниками ГИБДД, либо через сутки. При повторном задержании чрезмерно затонированного автомобиля нарушителя уже ждет штраф в 1000 рублей либо административный арест на срок до 15 суток. Орловская область вошла в перечень регионов, где внедряется оперативно-поисковая система контроля за передвижением транспорта «Паутина». Теперь любой автомобиль, задержанный за тонировку, вносится в единую базу данных, и в дальнейшем при прохождении любой камеры видеонаблюдения или фотофиксации на пульт приходит сигнал, и автомобиль может быть задержан ближайшим патрулем ГИБДД. Только за два дня благодаря «Паутине» удалось повторно задержать 11 водителей, которые не захотели расставаться с наклеенной на стекла пленкой. Одному из нарушителей присудили административный арест на 15 суток. Но даже без ареста сам процесс доставки в райотдел занимает не менее трех часов плюс суд. Поэтому Александр Коршунов призвал любителей тонировки прекратить страдать этой «детской болезнью» и не играть в кошки-мышки с ГИБДД.

Статья "О «детской болезни» и других проблемах орловских водителей" была опубликована в газете "Орловская среда" в №16 (640) от 26 мая 2021 г.