- Бабушка Весна, а как зовут нашу гору?
- Эдельвей, сынок
- А откуда у нее такое странное имя?
- Сейчас я тебе расскажу, малыш. Слушай…
Давным – давно жила в горном селе девочка. Была она совсем маленькая, но сердце у нее было большое и доброе. Такое большое, что вмещало в себя солнце и небо, леса и горы, всех зверей и птиц, даже каждую встречную бабочку. Мир казался ей огромным, как горы, которые её окружали, и чистым, как ледниковые реки, которые с них спускались.
Её мама пекла самые вкусные в мире лепешки, а папа часто брал дочку с собой в лес.
Однажды она как обычно играла среди деревьев, ожидая, когда папа закончит свою работу. И вдруг в густой зеленой траве девочка заметила красные пятна. Пошла она по следам и увидела норку, у которой валялась разодранная заячья шкура, а внутри сидел последний выживший зайчонок, испуганный и худой.
Девочка пожалела малыша. Посадила к себе за пазуху и понесла к папе. Показала она свою находку, а папа ей объяснил, что это волки напали на след зайчихи и съели мать этого малыша. «Как же так можно?» - спросила в слезах девочка, сердце её разрывалось от жалости. «Волки - хищники. Это их дело – зайцев ловить», ответил папа.
Дома девочка обогрела и накормила зайчонка. День за днем маленький пушистый друг подростал, и вместе с ним росло желание девочки отомстить кровожадным хищникам. Нельзя, чтобы в лесу такие страшные звери водились, думала она. Когда зверек стал совсем взрослым, она отпустила его на свободу, а сама стала тренироваться в стрельбе.
Каждый раз, когда они шли в лес, девочка спрашивала не забыл ли папа ружье, и пыталась попасть то в шишку на сосне, то в далекий камень. В птиц и зверей она не стреляла, считая себя их другом и защитницей. Только хищники казались ей достойными смерти, ведь они сами никого не жалеют и убивают всех, кого могут съесть.
«Мала ты еще, многого не понимаешь», - говорил ей папа, посмеиваясь над ее желанием стать охотницей.
«Нападать на маленьких и беззащитных существ бессердечно», - отвечала она. «Таким злобным зверям не место в нашем лесу. Лучше бы их совсем тут не было».
«В лесу у каждого своё место», - улыбался в ответ ей папа.
Но девочка упорно продолжала тренироваться. Достаточно повзрослев, она стала попадать в шишку на самых верхних ветках. И вот однажды взрослые охотники взяли ее с собой.
Они шли на волка. Выследили логово по следам. Долго ждали в засаде. Взрослые мужчины удивлялись терпеливости и стойкости юной охотницы, которая ни разу не пожаловалась на неудобства и сложности, сама тащила тяжелое ружье и долго сидела в кустах, не шелохнувшись. Её глаза горели огнем и нетерпением. Наконец она сможет отомстить кровожадным хищникам, этим жестоким убийцам.
Вот на тропе появилась молодая волчица. Девочка затаила дыхание и прицелилась. Зверь все приближался. Она уже приготовилась нажать на курок, и тут навстречу волчихе выбежали два волчонка, совсем еще крохотных. Она ласково облизнула своих щенков, волчата стали бегать вокруг, с нетерпением выпрашивая у матери добычи. Они смотрели на мать с тем же доверием и любовью, как на нее смотрел зайчонок, потерявший маму. Сердце девочки сжалось, и она опустила ружьё. Юная охотница поняла, как прав был папа. Нет войны между убийцей и жертвой. У каждого есть своя роль, у каждого своё место, но все одинаково ощущают боль и радость, страх и любовь. Волчица также любит своих волчат, как любила своих малышей зайчиха. Девочка поняла, что делить лес на плохих и хороших нет смысла, потому что все тут связаны друг с другом, и каждый важен по-своему. В сердце ее стало тепло и тихо, как будто потрескалась на нем черная корочка, нараставшая за много лет ненависти к хищникам.
И в этот момент раздался резкий звук выстрела - волчица упала на землю. Взрослые охотники спустили курки. После матери они расправились и с волчатами. У девочки покраснели от слез глаза: «НЕ НАДО!» - закричала она, но было уже поздно.
«Ну чего же ты?» - удивились охотники, - «Это же волки»
А девочка плакала, и с этими слезами выходила из неё вся злость и ненависть. Не могла она больше ненавидеть зверей, и поняла, что самый жестокий и беспощадный убийца на свете – это Человек.
С тех пор стала она отдаляться от людей и всё чаще гуляла в лесу одна. Там она чувствовала себя в безопасности. Со временем подружилась девочка со всеми птицами в округе, узнала , где растут целебные травы и полезные ягоды, заучила все звериные повадки. Часто она слышала в лесу плачь зверя или птицы, попавшей в силки, и спешила на помощь. Спасала зверей от капканов, путала охотников, заметала следы.
Она берегла свой лес от людей.
Слышала, как он разговаривает с ней голосами деревьев и ручьев, понимала о чем поют птицы и шуршат листья. Когда они злятся или обижены, а когда - радуются и зовут к себе. Люди приходили в лес, чтобы добыть дров или пищи, оставляли за собой вытоптаные травы и срубленные деревья и уходили. Они просто использовали его, не понимая, что он живой. Не слыша страданья сломанных деревьев, вытоптанных цветов, убитых зверей и птиц. Оставляя только страх, грязь и боль.
Девочка научилась слушать не ушами, а сердцем, которое становилось все больше и больше, замечая каждое страданье рядом. А люди стали считать девочку странной и мало с ней общались.
«Совсем одичала наша дочь», - часто вздыхала мама.
«Ничего, зимой вернется», - отвечал отец.
Однажды, когда девочке исполнилось 13, наступила очень холодная зима. На улице была такая стужа, что почти никто не выходил из дома. Снег заметал окна. Люди грелись у печек, а птицы падали замертво, леденея от мороза. В деревне наступил голод. Дороги замело, запасы кончились, и люди добывали еду редкими вылазками в лес. В доме девочки тоже кончилось пропитание, и папа взял ружье, чтобы идти на охоту. Он вернулся поздно вечером, весь обледенелый, с убитым зайцем в мешке.
«Я не буду это есть. Я знала его еще маленьким, я же его от волков спасла. Смотри, вон у него пятнышко черное на лапе», - сказала девочка, узнав своего пушистого друга, когда-то пригретого за пазухой.
«Да? Как он вымахал на воле, а я и не узнал его. Ну вот тогда ты его спасла, а теперь он нас от голода спасет. У жизни свои законы… », - добавил отец.
Девочка в слезах отвернулась к стенке и больше не разговаривала с отцом.
Мама приготовила из зайца сытный бульон. Но дочь не притронулась к супу. Отец её заставлять не стал. Но через пару дней она не смогла встать с кровати. Сил совсем не было, в глазах темнело, ноги и руки её не слушались. Она почти не приходила в себя и все время спала. Тогда мать не выдержала, взяла ложку и сама накормила девочку как маленькую. С каждым глотком ей становилось легче, силы постепенно возвращались…
Весной, когда снега оттаяли, девочка вернулась в свой лес. Но что-то в ней насовсем изменилось после той зимы. Как будто она предала его: деревья обиженно молчали, птицы улетали подальше, зверьки прятались в норы. Теперь она не принадлежала к их миру. Чувство вины грызло её сердце. Ведь она так старалась уберечь свой лес от жестоких людей, от охотников и убийц, а теперь сама стала их частью. Не убей отец зайца, не смогла бы она выжить. Значит опять он был прав, говоря, что у жизни такие законы: все убивают друг друга. Так почему же они так жестоки? Как можно жить в таком страшном мире, где нужно убивать, чтобы выжить? Разве нельзя иначе?
Долго брела она через лес, одинокая и потерянная, не разбирая дороги. Лес не принимал её больше, а к людям она идти не хотела. Села она у ручья, и слезы потоками покатились из её глаз, смешиваясь с прозрачными водами.
Девочка плакала и просила у Матери-Природы понять, кто она теперь и куда ей идти. Как жить в этом мире, полном борьбы, жестокости и страха? И вот, когда солнце стало садится за горами, услышала она в своем сердце тихий и нежный голос: « Я дам тебе силу Любви, чтобы поддержать всех, кто страдает и не раствориться в этой боли и силу Смирения, чтобы принять в своем сердце жизнь, полную противоречий и горестей. Хочешь ли ты этого?»
«Конечно, хочу. Я готова пойти за этим в самые глубокие пещеры и на самые высокие вершины» - ответила девочка. «Я могу преодолеть самые сложные испытания, лишь бы понять, как сделать мир светлее и для людей, и для всех живых существ, что здесь обитают. Иначе я не смогу здесь жить больше ни одного дня»
Тогда слезы её иссякли, и ветер принес ей ответ: «Не надо никуда идти. Ты уже здесь».
Девочка вдруг почувствовала, как ноги превращаются в огромные корни, дающие опору и уходящие к самому центру Земли.
Тело становится огромным и наполняется покоем и глубоким смирением камня.
А из сердца начинает прорываться наружу кристальный ручей, дающий исцеление всем, кто приходит к нему за помощью: и людям, и зверям, и птицам.
На рассвете появилась на этом месте, будто и была всегда там, прекрасная гора Эдельвей, похожая чем-то на сидящую на камне девушку с опущенной головой.
О чуде этом пошла молва на многие километры вокруг. Многие поколения людей и зверей в мире и согласии приходили к чудесному ручью исцелиться, передавая друг другу предания об этом месте и волшебной горе Эдельвей, что значит «дающая Мир», которая была когда-то живой Девой…