Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Пан не может простить холопу торжества? Почему Польша – самое антирусское государство в Европе?

Русское государство до XVI века не имело границ с Польшей и не видело в неё противника. Только после заключения унии между Великим княжеством Литовским и Польским королевством Польша начала натиск на восток, причём память о победителях в Кремле, которые набивали карманы сокровищами Рюриковичей, осталась ярким пятном в менталитете поляков: мы приказываем, мы хозяева –холопы подчиняются!

Память панов о торжественном въезде в Москву неистребима?
Память панов о торжественном въезде в Москву неистребима?

Важным было религиозное отличие: католик всегда пан, православный – холоп! Возник не только экономический интерес, но и великое цивилизационное отличие: мы Европа, вы азиаты! И победа была так близка!

Раздел Польши воспринимается и наши дни как оскорбление, хотя основную часть (даже Варшаву) присоединили Пруссия и Австрия (кстати, борьба с этими «господами» никогда в Польше не носила того яростного характера, как в ходе антироссийских восстаний). Но чтобы эти русские… нас… и покорили…

А вот восстания 1830 и 1863 гг. до сих пор формируют в Польше представления о прошлом, которого простить русским невозможно: то, что восставшие пытали и казнили попавших им в руки русских (солдат и чиновников) вспоминать в Польше неприлично, а вот ссылка участников восстания в Сибирь до сих пор воспринимается как великое страдание, требующее отмщения.

Именно поэтому поляки воспринимали Россию как главного мучителя и вечного врага – ведь другие части Польши были во власти просвещённых Пруссии и Австрии, а Россия – дикое самодержавное государство, поработившее культурную европейскую нацию. Очевидно, именно поэтому в І мировую войну поляки пошли с кайзером против России.

Победа над Красной армией в 1920 г. названа в мифологии современной Польши «чудом на Висле», когда изящные польские гусары прогнали «большевистского хама» – естественно, его изображали одновременно с еврейским носом и татарскими глазами и скулами. Эта победа вошла в историю как великий реванш за поражение всех восстаний против России.

А дальше была попытка пристроиться к победоносной гитлеровской германии и «плечом к плечу» отправиться с генералами вермахта на Восток, но последовал новый раздел побеждённой Польши в 1939 г., репрессии победителей и бесплодное ожидание помощи с Запада.

Победа явно шла с Востока и вела к тому, что Советский Союз станет освободителем – полякам это было вынести невозможно, но Сталин стал гарантом новых границ Польши (это было воспринято радостно – отняли у немцев земли, только об этом Польша вспоминать сейчас очень не любит!), но Сталин же помог польским коммунистам удержать власть (это было воспринято с надрывом).

Польский плакат: «Спасибо за освобождение!»
Польский плакат: «Спасибо за освобождение!»

Вот это состояние скрытой неприязни и политического бессилия, памяти об утраченной «Великой Польше» подпитывало неприязнь (пока скрытую) к СССР. Отсюда та ненависть к русским, которая становится основой политики Польши после 1989 г. Уж теперь мы можем всё сказать, больше не страшно!

Не стало СССР, но остались русские, которые «всегда против Польши»! И трагедия с президентским самолётом в 2010 г. тоже была выставлена в счёт русских преступлений: погиб в России – значит, русские убили! Ведь за русскую берёзу задел самолёт!

Нынешний президент Польши ощущает поддержку Запада и произносит речи просто неприличные для политика (не случайно Лех Валенса, никогда особой любовью к России не страдавший, назвал президента Дуду «несчастьем для Польши»). Во время поездки в Грузию Дуда заявил, что «Россия не является нормальной страной, она является государством-агрессором». А ранее этот президент сообщил: «Мы смелее русских и способны сражаться до конца. Это мы (поляки) продемонстрировали в ходе Второй мировой войны». Здесь комментарии бессмысленны, как и высказывание министра иностранных дел Польши о том, что Освенцим освобождали бойцы І Украинского фронта – значит, не русские, а украинцы!

Остаётся сделать вывод, что истерическая ненависть к русским и России стали составной частью политики польского правительства. Будем надеяться, что не польского народа.