Сегодня я хочу рассказать вам о том, как оценки определяют нашу и жизнь наших детей. Если вы дочитаете это, возможно, вы избежите серьёзнейшей ошибки в общении со своими детьми или хотя бы сможете её исправить.
⠀
Наверное, каждый помнит, как в детстве ждал похвалу, оценку или хотя бы какой-то отзыв для себя. Это происходило повсюду - в детском саду, школе, на кружках, дома, а теперь уже и на работе. Откуда пошло всё это?
⠀
Впервые я задумалась на эту тему, когда только пришла работать в школу. Одна девочка подошла ко мне с тетрадкой, в которой красовалась заслуженная 5+ (я не люблю оценивать по пятибалльной шкале, но таковы правила образовательного учреждения. С чем это связано, я расскажу позже). Так вот, меня несколько озадачил её вопрос: "Я молодец, да?" Вроде бы так и хочется сказать "Разумеется, молодец"...НО! Что влечёт за собой такого вида похвала? Получила 5 - молодец, не получила - не молодец что ли? Почему так?
⠀
Нельзя нарекать людей по их навыкам, склонностям, умениям. Каждый человек уникален, у каждого свои способности, каждый имеет свои интересы, преимущества и способности.
⠀
Когда мы вешаем нашим детям ярлык "молодца", "умницы", "красавицы", "глупинштейна", "бездаря" и т.п., мы закладываем в них комплекс и потребность поддерживать данный статус. Неважно положительный это или отрицательный ярлык. Если положительный, ребёнок будет уязвлён и сникнет, получив отрицательную оценку после. С отрицательным ярлыком ребёнку сложно будет выбраться из этого болота.
⠀
Вам наверняка знаком страх, когда вы ждёте начальника, который придёт и проверит результат вашей работы. Откуда он? Вспомните, как в школе вы не знали какую-то тему и всячески стремились списать, сделать шпаргалку или прогулять контрольную. Почему?
Да потому что результатом этого незнания была огромная красная «2». Вместо того, чтобы заполнить этот пробел, мы пытались его обойти из-за страха быть двоечником. Хоть одна двойка и не делает из нас неуча, она всё же вызывает страх быть ниже своих одноклассников, упасть в глазах учителя и родителей.