Найти тему
Путешествия по планете

На чем ездил последний русский император? Любимые машины Николая II

Какой русский не любит быстрой езды, тем более если этот русский — император? В это сложно поверить, но еще в начале прошлого века при царском дворе взрослые мальчики баловались игрой в машинки. Причем машинки эти были ничуть не менее роскошными, чем сейчас.

Все те же Мерседесы и прочие авто европейских марок закупались специально для императорского гаража, на содержание которого ежегодно тратились десятки тысяч рублей при том, что обед в шикарном ресторане стоил два рубля. В современных реалиях это были бы десятки миллионов рублей...

Фото с сайта romanovempire.org
Фото с сайта romanovempire.org

Хотя поначалу Николай II с настороженностью относился к "моторам", как он называл автомобили. Когда император жил в Крыму, к нему обращались первые местные автомобилисты: "Царь-государь, разреши зарегистрировать машину заморскую!" Вот времена были — чтобы машину на учет поставить, нужно было лично императору писать!

На эти прошения царь отвечал отказом, а мотивировал он это довольно просто: "Пока я живу в Крыму, машин здесь не будет." Довольно категорично и самоуверенно, по-императорски.

Царская семья в Петергофе                                                                                                Фото с сайта romanovempire.org
Царская семья в Петергофе Фото с сайта romanovempire.org

Так бы и продолжал император кататься на конной тяге, если бы не князь Орлов. Он, как заправский франт того времени, уже щеголял в своем личном авто фирмы Delaunay-Belleville французского производства. Думаю, что интерес Николая II к автомобилям появился примерно так:

— Владимир Николаевич, что это у вас за "мотор" такой новенький?
— Да вот, Ваше Императорское Величие, новенький французский аппарат прикупил. Только из-за границы.
— Прокатишь?
— Разумеется.

С тех пор последующие несколько лет граф Орлов не слезал с водительского кресла и был личным водителем Николая II.

Фото с сайта romanovempire.org
Фото с сайта romanovempire.org

Началось повальное увлечение императора автомобилями. Машины он покупал не только себе, но и своим родственникам. Даже цесаревичу Алексею, которому на тот момент было немногим более десяти лет, купили свой автомобиль Пежо.

Правда, за молодостью лет ездить цесаревичу разрешали только по парку и исключительно на первой передаче. Кстати, та "Пежо" вполне могла бы ездить по улицам современных городов: максимальная скорость у нее была аж 60 км/час — неплохой показатель для авто столетней давности.

Выглядел пепелац цесаревича Алексея вот так
Выглядел пепелац цесаревича Алексея вот так

В год на содержание императорских машин тратили около шестидесяти тысяч рублей. По сегодняшним меркам сумма просто смехотворная, но жалование в тысячу рублей в год на государственной службе считалось весьма высоким для того времени. А на машины тратилось в 600 раз больше.

Император ездил на самых современных Мерседесах, которые развивали сумасшедшую скоростью — до 85 км/час. А еще на Роллс-Ройсах "Серебрянный призрак", которыми потом не брезговал даже идейный вдохновитель революции Владимир Ильич. Стоили эти машины колоссальных денег: от 10 до 30 тысяч рублей. Нам бы сейчас такие цены...

Тот самый Роллс-Ройс "Silver Ghost"                                                                                                           The original uploader was Malcolma at English Wikipedia., CC BY-SA 2.5 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5>, via Wikimedia Commons
Тот самый Роллс-Ройс "Silver Ghost" The original uploader was Malcolma at English Wikipedia., CC BY-SA 2.5 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5>, via Wikimedia Commons

Правда, музыка играла недолго. 2 марта 1917 года Николай II отрекается от престола, а весь его автопарк остается в пользование будущих правителей России. Впрочем, пережить революцию удалось лишь немногим авто...