Почему так хочется вкусненького в состоянии стресса и пониженного настроения? Чтобы поднять настроение и уменьшить воздействие стресса человек ест, а в результате получает стресс после еды.
Как ни крути — все родом из детства. Пища связана не только с удовлетворением чувства голода, но и с ощущением комфорта и безопасности. Во время кормления новорожденного ребенка мама держит его на руках, прижимая к своей груди. Помимо утоления голода у ребенка появляется ощущение комфорта и безопасности. Ребенок не может выжить без материнской любви и заботы, поэтому кормление воспринимается им как проявление любви, в которой он так нуждается. В его голове происходит связка трех чувств: сытости, защищенности и любви.
Впоследствии еда может использоваться человеком, как способ почувствовать себя в безопасности. Продовольственный магазин или холодильник символически заменяют маму, а еда снижает тревогу. Это способ преодоления внутриличностного конфликта.
Человек, заедая свои несчастья, относится к еде ни как к средству удовлетворения голода, а как к способу избавиться от эмоционального дискомфорта. Продукты питания, в этом случае, воспринимаются как антидепрессанты, снимающие напряжение и повышающие настроение.
Привычка заедать
Закрепляют привычку заедать плохое настроение и окружающие ребенка взрослые, для которых еда является главным показателем нормального развития ребенка.
Близкие люди стараются накормить ребенка независимо от того, испытывает ли он реальную потребность в еде или нет.
Бабушки, проявляют свою любовь к внукам через пирожки и различные сладости, подтверждая тождественность пищи и любви.
Если вдруг ребенок плачет или капризничает, что делают окружающие, пытаясь успокоить его? Конечно угощают ребенка чем-то вкусненьким, в результате чего опять происходит закрепление стереотипа поведения «когда мне плохо нужно что-то съесть».
То же самая ситуация возникает и тогда, когда ребенок добивается какого либо успеха. Вспомните как поощряли Вас взрослые, когда Вы пели для них песенку или читали стихи по просьбе Ваших родителей. «Какой милый ребенок», произносили они наперебой «вот тебе за это: конфетка, шоколадка, пряник, пирожок и т. д.). Вот и еще одна установка успешно закреплена: если я чего-то добился, то следует себя наградить чем-то вкусненьким.
Так вкусности становятся подтверждением собственной значимости и успешности. Ем сладкое, значит все у меня хорошо, значит я хороший. Вот и хочется, когда плохо, съесть что-то сладкое, чтобы подтвердить себе, что «я хороший».
Заедая стресс и плохое настроение мы пытаемся обмануть себя, создать видимость душевного благополучия, избегая необходимости разрешения существующих проблем.