В Великом Новгороде появилось и развилось особое сословие – ушкуйники, названные так по имени судов «ушкуй», которые они использовали для передвижения. Ушкуйники – не разбойники или голь перекатная, а уважаемые свободные вооружённые люди, не входившие ни в дружину князя, ни в посадское ополчение.
Великий Новгород: спецназ
Ушкуйниками становились младшие сыновья бояр и купцов, они были хорошо одоспешены и вооружены. К кадрам ушкуйники предъявляли серьёзные требования, нужно было владеть оружием, ездить верхом, плавать, грести на вёслах и обладать выносливостью и физической силой. Некоторые историки полагают, что ушкуйники проводили воинские учения, в том числе – тактические, для оттачивания своего ремесла и создания спаянной, единой команды, где каждый понимал свой маневр, а не просто бился как бог на душу положит.
Первое письменное упоминание об ушкуйниках относится к XI веку, но расцвет пришёлся на XIII-XIV века. Ушкуйников нанимали купцы для охраны торговых караванов, но в лучшие свои дни ушкуйники выполняли задачи государственной важности, участие в решение которых официальных властей было бы нежелательно. Например, несколько раз ушкуйники «брали на копьё» столицу Золотой орды и другие ордынские города. Не давали расслабляться и соседям по Прибалтике. В 1318 году овладели финским Турку, захватив налог Ватикану, который собирали целую пятилетку. Пару лет спустя так набежали на Норвегию, что местные конунги просили подмоги у Папы римского. В 1349 году заняли первую шведскую столицу, ворота которой до сих пор хранятся в Новгороде, встроенные в Западный фасад Софийского собора. Именно ушкуйники вынудили шведов подписать мирный Ореховецкий (Ореховский) договор, впервые установивший границу между Новгородской республикой и Шведским королевством, проходившую от Финского залива по реке Сестре, на севере до озера Сайма и затем на северо-западе до берега Каяна моря. Заключён 12 августа 1323 года. По Ореховскому мирному договору западная часть Карельского перешейка и соседняя с ней область Саволакс отошли к Шведскому королевству, восточная часть перешейка с Корелой (сейчас Приозерск) осталась в составе Новгородской земли. При этом новгородские власти официально никогда не признавали своё участие в деятельности ушкуйников, выдавая её за стихийное проявление народной воли. Так, на жалобу московского князя Дмитрия, будущего Донского, новгородские бояре писали: «Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова, но гостей {купцов} твоих не грабили, били только басурман».
Не зря одним из любимых героев новгородских былин был Василий Буслаев или Буслай – выросшая в уважаемой семье безотцовщина, ставшая ушкуйником. Единственным человеком, кого слушался Буслай, была его матушка. Васька то буянит и хулиганит, то встаёт на защиту сирых и убогих.
В целом, ушкуйники играли в Великом Новгороде самостоятельную роль, с ними приходилось считаться даже «золотым поясам» - богатым и влиятельным новгородцам, определяющим правила и ритм жизни города. У ушкуйников была собственная экономическая база – они контролировали вывоз новгородской пушнины в Скандинавию и Англию. Ушкуи же, вмещавшие до тридцати человек, можно было использовать как для военного набега, так и для торговли. Передвигались ушкуи как на вёслах, так и под парусом. Изготавливались из сосны, в двух вариантах: для плавания по реке и для моря. Длиной ушкуй был 12-14 метров, шириной 2,5 метра. Высота борта около 1 метра и осадка до 60 см. Грузоподъёмность от 4 до 4,5 тонн. При этом ушкуи были довольно лёгкие, и экипаж мог переносить их на руках на несколько километров в случае необходимости, например, при переходе от одной реки к другой.
Военные историки Василий Гумелёв и Александр Пархоменко в своей работе: «Ушкуйники: вооружение и особенности ведения десантных операций» описывают ушкуйников как хорошо организованные мобильные отряды с лучшим для своего времени вооружением: кольчуги, панцири (в том числе – композитные), шлемы, мечи, сабли, копья, щиты, луки и арбалеты (в том числе – стационарные, устанавливаемые на судах). Ушкуйники могли воевать как в пешем, так и в конном строю
Нередко богатые новгородские купцы на собственные деньги снаряжали экспедиции из десятков, а то и сотен ушкуев, получая по окончании похода немалую выгоду от добычи.
Внесли ушкуйники свою лепту и в русскую православную икону, которая была нечто средним между живописью и скульптурой. Особо чтимыми святыми были Николай и Параскева Пятница.
Моральное падение
Шло время. Ушкуйники из независимых военных подрядчиков, сформулируем это таким образом, превратились в криминальный элемент, промышлявший разбоем. Новгородцы не стали терпеть беспредельщиков и вышибли из черты города. Пристанище себе ушкуйники нашли в городе Хлынов (нынешний Киров), сделав его своеобразной «российской Тортугой» - то есть пиратской столицей и самоуправляемой территорией. В Хлынове, почувствовав силы, ушкуйники совсем распоясались. Они организовали настоящий террор на торговых водных путях Волги, Камы, Оки и Каспия. Доставалось не только купеческим караванам, но и малым прибрежным городам, которые ушкуйники грабили до последнего гвоздя. В Поволжье до сих пор ходят легенды о кладах ушкуйников. Есть версия, что именно они украли знаменитую Золотую бабу, богиню, которой поклонялись многие народы Урала и Сибири.
С другой стороны, именно ушкуйники колонизировали Вятскую, Камскую и Пермскую земли, ставя деревянные остроги и даже занимаясь земледелием.
Ушкуйники немало досаждали татарам. Например, в 1378 г. татарский царевич Арапша из Волжской орды перебил русских купцов, захватив их товары. В качестве объяснения своих действий он заявил, что это – месть за походы ушкуйников 1374-1375 годов.
Но доставалось от ушкуйников и русским людям. Часто велись ответные боевые действия. Например, в 1379 году жители Колыванской волости с правого берега Вятки, недовольные поселившимися рядом ушкуйниками, напали на построенный ими острог, разгромив разбойников.
В 1436 года в устье реки Которосль ушкуйники, числом сорок человек, пленили ярославского князя Александра Федоровича, прозванного Брюхатым. Он стоял во главе семитысячного войска, но, взяв в поход молодую жену, частенько уединялся с ней вдали от собственных воинов, чем и воспользовались ушкуйники.
У ушкуйников была отлично поставлена военная разведка, они имели хорошо информированных и оплачиваемых информаторов среди тюркских, угро – финских и скандинавских народов, причём явно принадлежавших к высшим слоям общества. Ушкуйники всегда располагали точной информацией о численности и месторасположении вражеских войск и готовили свои набеги, исходя из этих данных, а не на авось. Пленных, в том числе и русских, продавали в рабство или брали за них выкуп. С дисциплиной у ушкуйников было не очень: после удачного набега могли пьянствовать дни напролёт, что часто приводило к тому, что перепившихся ушкуйников уничтожало посланное вдогонку войско.
Со временем ушкуйники превратились в серьёзную обузу, досаждая своими действиями централизованному Московскому государству. Несколько экспедиций против ушкуйников окончились неудачей. Наконец, за дело взялся Великий князь Иван III. Он отрядил на Хлынов шестидесятитысячное войско с артиллерией, которым командовали воеводы Даниил Щеня и Григорий Морозов. В качестве союзников в войске были татары под командованием князя Урака. Хлыновцы попытались подкупить воевод, но те страшились Ивана III больше, чем желали получить мзду от русских пиратов. Хотя и приняли принесённые подарки. Хлынов был осаждён и пал в 1489 году. Часть ушкуйников ушла в вятские и пермские леса, на Дон и Волгу. Особо буйных пленных воеводы казнили для вразумления всех остальных.
Практически всех хлыновцев выселили в Москву и окрестные сёла, а в Хлынове стали проживать московские переселенцы. Вольница закончилась.
Правда, некоторые историки склонны считать ушкуйников прародителями казачества, как минимум – донского. Кроме того, в двадцатые годы белоэмигранты, жившие в Европе, назвали членов молодёжных организаций «ушкуйниками», чтобы отличать их от скаутов.
Константин Барановский