Найти тему

Любить нельзя жениться


Помните, в школе нам говорили, что "Герой нашего времени" назван так ввиду непреходящей актуальности? И мы такие - да, да, сейчас ведь тоже дуэли, водяное общество и горцы, ага. Лишь бы пятерку поставили.
Однако есть небольшой отрывок из дневника Печорина от 14 июня, который сегодня заставил меня задуматься:

"Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне son coeur et sa fortune; но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие... Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей... Признаться ли?.. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она мне предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе... Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере буду стараться, чтоб оно сбылось как можно позже."

Помните? На одной из страниц дневника Печорин признается в том, что любит Веру, однако после оправдывается перед самим собой, что виной чувств был голод и бессонная ночь. А в конце произведения бесславно погибает где-то в Персии, забытый и никому не нужный. А вот Грушницкий мечтал жениться на княжне Мери, однако Печорин беспощадно убил его на дуэли.
К чему я это всё?
А к тому, что мужчины как тогда, так и сейчас ужасно боятся женитьбы. Они будто с молоком матери всасывают этот страх, который подкрепляется глупыми поговорками-шутками типа "хорошее дело браком не назовут" ( два разных лексических значения этого слова имеют разную этимологию и только в русском языке написание этих слов совпадает) и насмешками товарищей "жених и невеста", если в школе ты начинаешь гулять с девочкой. В итоге: если женился - ты слабак и подкаблучник.
Чему учит мальчиков русская классическая литература? Все помнят, откуда знаменитая фраза "Не хочу учиться, хочу жениться", и вроде бы - вот мужчина, готовый жениться на любимой. Однако эту реплику произносит Митрофанушка, желающий не получать образование, а жениться на Софье ради её наследства. А остальные знаменитые герои - Онегин, Раскольников, тургеневские герои? Чернышевский еще в знаменитой статье "Русский человек на рандеву" высказал мысль о слабохарактерности героев русской литературы. Женщины за ними в ссылку, женщины страдают, любят, а они: "я не готов для брака" или "подожди, мне надо старушку убить, потом поговорим". Иногда кажется, что на настоящую любовь способны только рыцари из романов, да и те совершали подвиги в честь своей дамы, однако чаще всего так и погибали - не женившись. Лучше пасть в бою, чем к венцу идти.
Абсурд: девочки с детства мечтают о красивой свадьбе и шикарном белом платье, а парни - лишь бы никто их не женил. Так и бегают друг от друга, кто догонит - тот и победил.
А что вы об этом думаете?