Найти тему

Мифы об обучении

Дети — чистый лист. Нейробиологические мифы об обучении.

На самом деле далеко не чистый. Но есть нюансы. Наш мозг содержит 86 миллиардов нейронов, по грубым подсчетам емкость мозга должна составлять около ста терабайт. При этом наш геном можно свести к 750 мегабайтам информации, то есть миллионы лет эволюции передаются нам в размере старомодного компакт-диска.

Но этого компакт диска хватает, чтобы произвести сложнейшую самообучающуюся машину, которая уже сможет сама адаптироваться под окружающую среду. Но на самом деле с геномом приходит не только способность к обучению.

Исследования показывают, что у новорожденных детей уже присутствуют практически все нейронные сети, характерные для мозга взрослого. Эксперименты доказали, что дети интуитивно понимают физику движения объектов, распознают лица, имеют представления о вероятностях, о числах. Могут даже распознавать хорошее и плохое, например, увидев толкающего человека, они отворачиваются от него.

То есть это далеко не чистый лист, а готовый мозг, которому предстоит адаптироваться под окружающую среду и набраться информации. При этом любой ребенок имеет одинаковые способности и к математике, и к естественным наукам, и к языкам. Даже если он будет слепой или глухой, как например, существуют слепые математики, которые никогда не видели геометрии, но понимают ее, то есть возможность овладеть этим у нас заложена геномом. И чтобы это сделать заложена так же нейропластичность - способность мозга меняться.

Однако, нейропластичность - это физическое изменение анатомии мозга, и для этого нужны условия и ресурсы. Например, дети не получающие какого-то витамина, могут иметь сложности с когнитивными функциями. Дети, которые выросли в ужасных условиях и не имели контакта с людьми, как, например, девочка Джини, прожившая 13 лет в изоляции, навсегда имеют сложности с развитием.

Таким образом, правы и те, кто говорят, что гены важны, и те, кто говорят, что окружающая среда важна.