Переломный момент был достигнут, даже если он почти не обсуждался в обществах и политическими лидерами. Во всем незападном мире растет осознание и неприятие лицемерия, неискренности и незащищенности, присущих Западному миру в отношении его отношений с глобальным большинством. Западные нарративы и пропаганда распространились по всему миру за последние 200 лет в результате колонизации и империализма. Захват сознания был необходимым инструментом угнетения, чтобы подчинить людей. И, несмотря на деколонизацию, ментальная колонизация стала новым фронтиром и остается ключевой стратегией постколониального империализма. Граждане бывших колоний оставались восприимчивыми к западным идеям, будучи так долго индоктринированными, и это влияние все еще активно культивируется с помощью западной мягкой силы, а также с помощью западного образования и его глобальных средств массовой информации. Сегодня большая часть западного мира сохраняет менталитет, что их нации и “белые люди” превосходят их, с единственной целью сохранить глобальное экономическое господство. Это несмотря на то, что остальной мир остро осознает опасность крайних форм “Белых людей в первую очередь”, как это проявилось в Дональде Трампе и его бурном президентстве. Тем не менее, мы все еще видим усилия по активному сохранению привилегий белых, которые выходят далеко за рамки вопиющих актов расизма в отношении цветных людей.
Однако что изменилось, так это то, что впервые за сотни лет больше не существует общего мнения – столь неуместного, каким оно могло бы быть, или тщательно сфабрикованного – о мудрости Запада и его праве руководить. Это изменение является сейсмическим глобальным сдвигом.
Несколько современных примеров разрушили прикрытие либеральных нарративов, используемых для того, чтобы скрыть глубокую враждебность по отношению к другим, коренящуюся в страхе, что с ними будут обращаться как с равными и разделять власть без укоренившихся привилегий.
Во-первых, это то, как западные правительства и средства массовой информации обычно реагируют на тяжелое положение людей, борющихся с угнетением под руководством Запада. Бедственное положение палестинцев говорит само за себя. Здесь не место вдаваться в подробности сложного конфликта, а просто сказать, что Запад счел почти невозможным вызвать Израиль на разговор о том, что порядочные люди во всем мире признают широкомасштабным угнетением через систему апартеида. Почему? Она считает, что должна объединиться как белое иудео-христианское племя против людей, стремящихся к освобождению, и продолжать отрицать это, потому что сдаться-значит признать общую историю столетий угнетения и оккупации, которая является истинным генезисом насильственного сопротивления.
Однако мир не обманывают неискренние аргументы, которые говорят, что поддержка палестинцев-это поддержка “террористов” и призыв к уничтожению Израиля и его права на существование как еврейского государства. Это были те же самые аргументы, которые использовались для отстаивания незащищенных позиций колониальных держав, включая геноцид, когда они сталкивались со своими угнетенными подданными, будь то в Америке, Алжире или Анголе. Реальность сегодня такова, что большая часть мира не потерпит сценария, при котором Израиль также не будет защищен в рамках сделки, которая освободит палестинцев от десятилетий угнетения. Эти аргументы на самом деле коренятся в расизме: вера в то, что остальной мир отстал, не обладает ценностями, может быть преуменьшена и купится на такие поверхностные и несостоятельные рассуждения. Нынешняя позиция Запада напоминает остальным, что то, что можно просто назвать колониальным поведением белых поселенцев, на самом деле прочно укоренилось в западной психике. Это было открыто миру, который в течение десятилетий давал Западу преимущество.
Использование демонизирующих метафор для делегитимации законной борьбы угнетенных людей стара как мир. Белые колониальные державы использовали это против народа Гаити, Родезии, Южной Африки, Индии, Вьетнама и везде, где освободительные движения брали в руки оружие. В конце концов, и Нельсон Мандела, и Ганди подвергались одинаковым нападкам со стороны западных держав в первые дни их борьбы. Афроамериканцы слишком хорошо это знают, их демонизируют каждый раз, когда они выходят на улицы после очередного убийства чернокожего человека .
Второй пример-скоординированная атака Запада на Китай в последние годы, которая только помогла разоблачить его лицемерие и незащищенность. Казалось бы, очень серьезное обвинение в геноциде в Синьцзяне может быть выдвинуто Западом против Китая, но обвинение в военных преступлениях в Газе, Ираке или Ливии не может рассматриваться против западных держав. И здесь мир не так легко обмануть, однако западные правительства и лидеры продолжают верить, что, стремясь претендовать на более высокую моральную основу, используя эту тактику – исключительно для демонизации врага – они могут сохранить экономическое господство и сохранить привилегии белых.
Парламент Великобритании объявил уйгуров " геноцидом’ в китайском Синьцзяне
На Западе, от Средиземноморской Испании до Северной Норвегии и по всей территории США, он достиг такой стадии, что Китаю нельзя приписать ничего правильного и он представляет реальную угрозу для всего мира. Однако эта безжалостная ксенофобия обернулась бумерангом, потому что мировое большинство, принадлежащее к нациям, которые подверглись жестокостям западного империализма, признают такого рода ложь и подобную тактику, используемую для того, чтобы держать их в оковах и дезинформировать. У них могут быть опасения по поводу растущего влияния Китая в их регионах, но они не разделяют те же опасения, что и Запад, которые больше связаны с их неспособностью разделить власть, чем с законными опасениями за других. Учитывая это, большой вопрос в умах людей заключается в том, является ли ортодоксальное представление о том, что мир нуждается в Западе, чтобы защитить его от Китая, просто эгоистичным и созданным для того, чтобы служить западным экономическим интересам и доминированию. США боятся конкуренции. Его статус главы мирового порядка теперь должен быть пересмотрен.
Да, существует необходимость в глобальной системе, основанной на правилах, но не для защиты стран от Китая. Миру нужна новая глобальная система, и она не должна быть такой, в которой доминирует Запад, учитывая его историю эксплуатации и доминирования. По мере того как на первый план выходят многочисленные двойные стандарты и разжигаются антикитайские настроения, люди во всем мире осознали двуличный характер экономической и внешней политики западных правительств. Эти широко распространенные антикитайские настроения даже на деловой арене еще больше обнажили западное лицемерие и страх перед конкуренцией: Google хорош, но Huawei отвратителен, Instagram невероятен, но TikTok представляет угрозу. То, как западные СМИ также волшебным образом объединились вокруг антикитайской платформы, также не осталось незамеченным. Люди во всем мире теперь осознают страх Запада перед конкуренцией с растущей некавказской державой впервые за столетия. Эти опасения законны, но ложь и ксенофобия неприемлемы, особенно если они делают мир более опасным местом.
Наконец, есть еще две современные проблемы, которые помогли разоблачить западное лицемерие и повысить осведомленность во многих странах мира.
Во-первых, это глобальное осознание укоренившегося расизма в США и других западных странах. Это началось с событий системного расизма, которые принесли черную жизнь в каждую гостиную в мире. Она привлекла внимание людей во всем мире к тому, как белые общества имеют масштабную и постоянную неспособность принимать людей других рас/культур и как эти отношения проявляются во всех сферах жизни, от спорта до бизнеса и образования. Это дало поразительное представление о том, насколько глубоко расистские западные общества, особенно США. Но на этом дело не остановилось, и теперь антикитайские настроения, подогреваемые западными политиками и средствами массовой информации, привели к тому, что люди китайского/азиатского происхождения подвергаются нападениям по всему Западу, от США и Канады до Европы и Австралии. ‘Вакцинный апартеид": как белые привилегии вплетаются в ткань глобализации.
Во-вторых, это вопрос о распространении вакцин и рождении “вакцинного апартеида”, который подчеркнул миллиардам людей, что, несмотря на высокие обязательства в отношении многостороннего и глобального сотрудничества, это были пустые слова. Мало того, что западные страны накопили огромные запасы вакцины (в четыре-пять раз превышающие их численность населения, а в случае Канады-в шесть раз), они даже неохотно отзывали патенты и делились технологиями. Одновременно западные СМИ неоднократно презирали Китай и Россию.
Президент Франции Эммануэль Макрон и другие комментаторы, заявляют, что Запад должен противостоять “вакцинной дипломатии” Китая. Но чтобы было ясно: дипломатия гораздо предпочтительнее, чем отсутствие вакцины, учитывая западные запасы.
Эти недавние события помогли выявить, как белые и западные привилегии поддерживаются и воспроизводятся на глобальном уровне. Это отнюдь не ново – западные общества уже давно полагаются на глобальное неравенство для поддержания экономического доминирования. Разница в том, что теперь, вместо того, чтобы быть пленником идеализированного видения Запада, остальной мир пробуждается к тому, что на самом деле представляют собой западные нарративы, заблуждения и слабости – часть системы угнетения, чтобы сохранить жизнь и единоличный контроль западного гегемона.
Автор статьи - Чандран Наир - основатель Глобального института завтрашнего дня и член Римского клуба. Его предстоящая книга "Демонтаж глобальных белых привилегий: справедливость для постзападного мира" будет опубликована в декабре 2021 года