Найти тему
Историческое оружиеведение

Бункер с патронами: как японскую систему на пулемет Дегтярева не поставили

Обложка немецкого журнала Die Sirene (Сирена) от февраля 1935 года с японским пулеметчиком, вооруженным пулеметом тип 11.
Обложка немецкого журнала Die Sirene (Сирена) от февраля 1935 года с японским пулеметчиком, вооруженным пулеметом тип 11.

Пулемет Дегтярева (ДП), разработанный В. Дегтяревым в 1924 году в инициативном порядке, при всех своих преимуществах имел один недостаток: дисковый магазин.

Недостаток этого магазина (как и других дисковых магазинов) был в том, что они обладали, как говорили конструкторы 20-х - 30-х годов, "значительным мертвым весом": в общем весе снаряженного диска вес собственно патронов был относительно невелик. И диск, сконструированный В. Дегтяревым, хоть и имел оригинальную конструкцию, но от этого недостатка избавлен не был. Он вмещал 47 патронов калибра 7,62 мм, но при этом весил 2,7 кг, а в неснаряженном состоянии - 1,6 кг. Т.е. по факту, более 50% веса такого магазина приходилось именно на "мертвое" железо. При этом надо добавить, что боекомплект пулемета включал шесть запасных дисков, которые переносились вторым номером пулеметного расчета в двух специальных металлических коробках или холщовых сумках - бойцу приходилось тащить с собой более 16 кг веса. Первый номер нес пулемет, общий вес которого (с учетом снаряженного диска) составлял почти 13 кг.

Решение этой проблемы подсмотрели у японцев.

Пулемет Дегтярева (ДП). На заднем плане - коробка для запасных дисков.
Пулемет Дегтярева (ДП). На заднем плане - коробка для запасных дисков.

В 1938 году, в ходе боев у озера Хасан бойцы Красной армии захватили большое количество японского оружия, среди которого был и ручной пулемет обр. 1924 года конструкции К. Намбу, получивший в японской армии обозначение Тип 11.

Внимание советских конструкторов привлекло оригинальное решение питания пулемета боеприпасами: К. Намбу сделал для этого своеобразный "бункер". Вот как описывал эту систему А. Благонравов в своем фундаментальном 2-томном исследовании "Материальная часть стрелкового оружия" (2 том), изданном в 1945 - 1946 годах:

"Весьма своеобразной является система питания, осуществленная в японском ручном пулемете обр. 1923/37 г. В этом пулемете питание осуществляется непосредственно из обойм, которые вкладываются в неотъемлемый приемник (питатель), установленный сбоку коробки. Обоймы укладываются одна на другую и прижимаются сверху рычагом с пружиной. По израсходовании патронов обойма проваливается вниз".
Ручной пулемет Намбу с бункерным питанием. Слева - запасные обоймы.
Ручной пулемет Намбу с бункерным питанием. Слева - запасные обоймы.
Бункер пулемета Намбу. Вид сверху.
Бункер пулемета Намбу. Вид сверху.

Преимущества такой системы подачи боеприпасов были очевидны. Как писал все тот же А. Благонравов,

"Основными достоинствами данной системы являются незначительный мертвый вес, что позволяет увеличить боевой комплект припасов на пулемет, и отсутствие неудобств, связанных с наполнением магазинов и набивкой лент, что дает экономию не только во времени, но и в людях".

И действительно, достаточно сказать, что при применении такой системы питания, носимый запас патронов мог быть увеличен в разы: все тот же второй номер мог переносить не 282 патрона, а более 600 при том же весе груза.

Выигрыш был очевиден, а в Советском Союзе не любили тянуть в вопросах принятия на вооружение передовых идей. Поэтому японскую конструкцию просто скопировали и поставили на пулемет Дегтярева - на заводе в городе Ковров, где выпускались и ДП (ныне это завод имени Дегтярева). Советский бункер вмещал пять стандартных винтовочных обойм с патронами 7,62х54.

Пулемет Дегтярева с бункерным питанием.
Пулемет Дегтярева с бункерным питанием.
Бункер на ДП крупно.
Бункер на ДП крупно.

Но эта оригинальная система на вооружение поставлена не была. Причины точно неизвестны, но по легенде, помешал обычный карандаш. Точнее - рычаг с пружиной, которые в японской и советской конструкциях прижимали обоймы. Она гласит, что во время осмотра конструкции один из членов комиссии открыл этот самый рычаг, положил на край бункера простой карандаш, а потом опустил рычаг назад. Подпружиненный рычаг перерубил карандаш пополам. Представить, что было бы с пальцами пулеметчика или второго номера, если бы они нечаянно оказались на месте карандаша, было не трудно. Конструкция на вооружение принята не была.

Впрочем, возможно, на отказ от этого бункера повлияли другие, более "технические" причины. Как писал все тот же А. Благонравов, такие конструкции отличаются смещением центра тяжести и его непостоянством, что сказывалось на "бое" пулемета. Чувствителен такой бункер и к загрязнению.

Как пьяный казак из пушки по чеченцам стрелял, можно прочитать здесь.

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!