Найти тему
В кино с Варварой

"Дайте мне хороший эпизод, и я из него сделаю конфетку!». Вспоминаем гениального актера Борислава Брондукова

Оглавление

Борислав Николаевич Брондуков (1938-2004)— советский актёр, получивший в 1988 году звание Народного артиста Украинской ССР, первый лауреат Государственной премии Украины имени Александра Довженко.

Родился Брондуков в первый день весны 1938 года в деревушке Дубовая, расположенной в Киевской области. Он происходит из русско-польской семьи.

Его отец был русским, а мама – полькой, и она хотела назвать новорожденного мальчика Болеславом, но когда родители пришли регистрировать младенца, чиновники отказались записать такое имя, так как у них не было его в списках. В результате в свидетельстве о рождении было записано другое имя – Бронислав, но когда позже Брондуков стал сниматься в кино, он изменил свое имя и стал Бориславом.

Рос будущий любимец публики очень хилым и болезненным ребенком. В раннем детстве он перенес коклюш, который в ту пору считался смертельной болезнью. Медицина не могла помочь мальчику, но его спасла местная знахарка, лечившая Борислава травами и водившая ребенка дышать воздухом у болота. Болезнь отступила.

Брондуков учился сначала дома, а затем в церковно-приходской школе при римско-католическом костеле. В более взрослом возрасте он стал посещать общеобразовательные классы. В те годы подросток даже в мыслях не связывал себя с кино. После школы в биографии Борислава Бронудкова оказался Киевский строительный техникум, после которого юноша некоторое время работал на городской стройке, дослужившись до прораба. Потом молодой человек устроился на завод «Арсенал». И вот именно там будущая звезда экранов впервые столкнулся с искусством: он стал посещать репетиции заводского драмкружка, в котором работники организовали любительский народный театр.

БОРИСЛАВ БРОНДУКОВ
БОРИСЛАВ БРОНДУКОВ

Окончив в 1960 году в Киеве строительный техникум, Борислав Брондуков пошел работать прорабом на стройку, позже перешел на завод «Арсенал» и участвовал там в самодеятельности, где пел, танцевал и играл в народном театре. Его выступление увидел ректор Театрального института имени Карпенко-Карого Николай Заднепровский, и предложил Брондукову поступить в его институт.

В 1961 году Брондуков подал туда документы, но в приемной комиссии ему ответили: «Знаете, с такой внешностью, как у вас, прорабом работать нужно, а не в театральный проситься». Брондуков обиделся и хотел уйти, но в комнату зашел Заднепровский и сказал: «Вы чего его гоните?! Да он знаменитым артистом станет! Я видел, как он в заводском народном театре играет. А ну-ка берите у него документы!». После чего Борислав сдал экзамены с первого раза.

После окончания театрального института в 1965 году актер был распределен на Киевскую киностудию имени А. П. Довженко. Именно там вышел первый фильм с его участием, производственная драма о шахтерах «Цветок на камне». После нее в течение 10 лет было несколько десятков работ, в том числе и социальная картина-притча «Каменный крест», за которую Брондуков был награжден дипломом на Ленинградском Всесоюзном кинофестивале как лучший исполнитель мужской роли. Любопытно, что озвучивал персонажа Борислава Брондукова другой актер, а вот пел актер в фильме самостоятельно.

Но в итоге такую успешную киноленту запретили к показу. Одной из причин стала искренняя речь артиста во время пресс-конференции, посвященной его награждению. На вопрос, какую роль ему хотелось бы сыграть после образа социального диссидента, Борислав Николаевич наивно сообщил во всеуслышание, что хотел бы преобразиться во Владимира Ленина, причем подать его как комедийного персонажа. В зале воцарилась гробовая тишина, а позднее Брондукова даже вызывали в КГБ для дачи показаний.

В фильмографии Борислава Брондукова есть немало главных ролей.

  1. Начальник заставы майор Константин Гребнев в киноповести «Я служу на границе»,
  2. Ветеринар Павел Дежкин из легкой мелодрамы «Вас ожидает гражданка Никанорова»
  3. Бригадир строительного коллектива Михаил Степчак из производственной картины «Крупный разговор».

Но наибольшую славу принесли актеру второстепенные роли разнообразных недотёп, проходимцев и даже алкоголиков, которые в его исполнении получались неизменно обаятельными.

-2

Многие фразы персонажей Брондукова превращались в крылатые выражения.

  • В комедии Леонида Гайдая «Гараж» герой-жених кричит «Выпустите меня, у меня сегодня брачная ночь!»,
  • в цыганской драме «Табор уходит в небо» его Бучи произносит философские слова «Мордой не вышел для дел добропорядочных!»,

Самыми знаменитыми словами оказалась реплика из нетленной картины «Афоня»: «Гони рубль, родственник, мне Афоня рубль должен был!»

Гони рубль, родственник, мне Афоня рубль должен был!
Гони рубль, родственник, мне Афоня рубль должен был!

Кроме этих картин зрители полюбили такие фильмы Борислава Брондукова, как «Приключения Шерлока Холмса», где он играет незадачливого инспектора Лестрейда и «Зелёный фургон», в котором изображает деревенского милиционера Грищенко. Также тепло встречали поклонники советского кино и фальшивого капитана Колбасьева из музыкального фильма «Мы из джаза», и крановщика Измайлова из искрометной комедии «Раз на раз не приходится».

Брондуков часто отказывался от главных ролей, если считал героев не яркими, а вот за эпизоды брался неизменно: он сам себе делал вызов – превратить минутное появление на экране в такую феерию, чтобы люди запоминали эту работу навсегда.

Последним фильмом Борислава Брондукова стала приключенческая комедия «Хиппиниада, или Материк любви», вышедшая на экраны в 1997 году, а всего на его счету более 150-ти кинопроектов.

«Хиппиниада, или Материк любви»,
«Хиппиниада, или Материк любви»,

Между прочим, Борислав Николаевич считается рекордсменом по количеству ролей, которых озвучивали вместо него другие актеры – свыше 40-ка его персонажей говорят «чужим» голосом, в том числе знаменитый инспектор Лестрейд.

Режиссер Игорь Масленников посчитал, что украинский говорок Брондукова слишком далек от английской речи и попросил сделать озвучку Игоря Ефимова. Но Борислав Брондуков при этом не пустил дело на самотек, а находился в студии звукозаписи и руководил рабочим процессом.

В 1975 году Брондуков сыграл в комедии Георгия Данелии «Афоня», и сразу после выхода фильма стал знаменитым.

Немногие знают, что в этой картине Брондуков мог сыграть главную роль. Поначалу фильм собирался снимать на киевской студии имени Довженко друг Брондукова Леонид Осыка, который планировал взять Борислава на роль Борщова. Но вскоре было принято решение о съемках картины на «Мосфильме», а режиссером стал Георгий Данелия. Знавший Брондукова сценарист Александр Бородянский уговорил Данелию пригласить Борислава на эпизодическую роль алкаша Федула, которая содержала всего одну реплику. Однако после проб Данелия буквально влюбился в актера, и в результате обсуждения образа роль разрослась до нескольких сцен. Перевернув вверх дном всю костюмерную «Мосфильма» Брондуков так и не нашел подходящий костюм, и снимался в старом свитере самого Данелии, который тот нашел у себя на даче.

АФОНЯ
АФОНЯ

Позже Георгий Данелия рассказывал: «Самое большое количество аплодисментов на встречах в кинотеатрах срывал алкоголик, мерзавец и законченный подлец Федул, которого в нашем фильме великолепно сыграл Борислав Брондуков. В костюме и гриме Боря был настолько органичным, что когда во время съёмок в ресторане (ресторан мы снимали ночью в Москве) он вышел на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно. Брондуков объяснял, что он актёр, что без него съёмки сорвутся, — швейцар не верил. Говорил: много вас тут таких артистов! Брондуков настаивал. Швейцар пригрозил, что вызовет милицию. И вызвал бы, но тут на улицу выглянула моя помощница Рита Рассказова. «Борислав Николаевич, вы здесь?!» - обрадовалась она. – «А там паника: куда актёр делся?!» - «Неужели он и вправду артист? Надо же!» - удивился швейцар. А позже, когда снимали «Слезы капали» в Ростове ярославском, в гостинице я у себя в номере вдруг услышал, что кто-то в ресторане поёт французские песни. Я спустился. Была поздняя осень, народу в ресторане было мало. На сцене с микрофоном в руке Брондуков пел песню из репертуара Ива Монтана. И это был уже не доходяга и алкаш Федул, а элегантный, пластичный и обворожительный французский шансонье. Жаль, что эта грань его таланта так и осталась нераскрытой».

АФОНЯ
АФОНЯ

В 1976 году Брондуков снялся у режиссера Эмиля Лотяну в картине «Табор уходит в небо» и в комедии режиссера Виталия Мельникова «Женитьба» по пьесе Гоголя. Удачной была роль Брондукова и в еще одной комедии Георгия Данелии «Осенний марафон», а так же он с большим успехом снялся у Эльдара Рязанова в фильмах «О бедном гусаре замолвите слово», «Гараж» и «Жестокий романс». Комедийный талант Брондукова проявился в фильмах «Смотри в оба», «Раз на раз не приходится» и «Зелёный фургон», в котором он прекрасно справился с ролью милиционера Грищенко.

ЛИСТАЙТЕ ГАЛЕРЕЮ 👇

ЗЕЛЕНЫЙ ФУРГОН

«Зелёный фургон» — советский двухсерийный художественный телефильм по мотивам одноимённой повести А. Козачинского, снятый Одесской киностудией в 1983 году по заказу Гостелерадио СССР.

Бытует версия, что только преждевременная смерть помешала Владимиру Высоцкому стать режиссёром фильма «Зелёный фургон», который должен был запускаться в производство на Одесской киностудии осенью 1980 года. Действительно, Высоцкий, участвовавший в радиоспектакле «Зелёный фургон», собирался дебютировать как кинорежиссёр с этим фильмом. Но уже в апреле он сообщил Игорю Шевцову, вместе с которым работал над сценарием, что намерен отказаться от планов, связанных с этой картиной: «Всё равно не разрешат снять то, что мы хотели».

Режиссёр Александр Павловский несколько месяцев отказывался снимать «Зелёный фургон», считая, что как бы он ни снял фильм, его всё равно будут сравнивать с тем, как бы сделал Высоцкий, однако вынужден был согласиться, так как после выхода его картины «Трест, который лопнул» был остранён от работы над другой кинокартиной.

Брондуков сыграл пусть не главную, но всё же очень и очень заметную роль деревенского милиционера Мыколы Грищенко.

-8

Здесь его умение переломить ситуацию в свою пользу доходит до совсем уж невозможного совершенства. Ведь кто такой Грищенко по замыслу? Откровенная сволочь. Сельский милиционер, который крышует незаконное производство самогона. Берёт взятки и подбивает на это своё же непосредственное начальство. А в конце картины и вовсе проявляет себя как несомненный трус и подлец: во время перестрелки с бандитами бросает оружие и бежит, из-за чего гибнет его товарищ.

Вот что говорит режиссёр фильма Александр Павловский: «Грищенко действительно очень плохо ведет себя в картине и в предфинальной сцене, которая была финальной, когда перестрелка была. И мы решили доснять какую-то сценку помягче. Но какую? Боря думал, думал, и говорит: „Слушай, давай, я на губе сижу. Если я на губе сижу, я могу сидеть и на всю милицию чистить картошку“. И все слова, которые звучат в этой сцене, сразу приобрели такую трогательность! Потому что он сидит несчастный, сгорбившийся, чистит вот эту картошку... Боря умел быть трогательно смешным. Не смешным, а трогательно смешным. Вы посмотрите, все эти комики в мировом кино, Карл Ллойд, братья Макс — где все они? Остался один только трогательный комик: Чаплин. Вот и у Брондукова дар такого же масштаба».

«Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

В 1980-м году Брондукова пригласили сняться в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» на роль инспектора Лестрейда. В знаменитый сериал о Шерлоке Холмсе Борислав Николаевич попал благодаря Алле Демидовой, которая обратила на Брондукова внимание своего мужа, являвшегося одним из авторов сценария сериала. Брондукова пригласили на семейные посиделки, где присутствовал режиссер Масленников, который сразу сказал: «Боренька, ты нам очень подходишь, но вот речь... Не очень она у тебя «английская». Извини, но мы тебя переозвучим».

В результате Лестрейд заговорил в фильме голосом актера Игоря Ефимова. Но Брондуков всегда был рядом с Ефимовым в студии озвучания и подсказывал, как лучше произнести ту или иную фразу.

Вся съёмочная группа получала удовольствие от общения с Бориславом Николаевичем. А Рина Зелёная была просто влюблена в него и каждый раз спрашивала: "Будет ли сегодня на съёмках присутствовать инспектор Лестрейд?"

БРОНДУКОВ В ФИЛЬМЕ О ШЕРЛОКЕ ХОЛМСЕ
БРОНДУКОВ В ФИЛЬМЕ О ШЕРЛОКЕ ХОЛМСЕ

Брондуков был буквально "набит" анекдотами. Многие актёры - анекдотчики, это так принято. Но Брондуков был в этом смысле удивительным кладом. Как только он появлялся, все ждали чего-то смешного. Его шутки касались, в основном, украинской тематики — сала, горилки, всякого такого. Он был душой компании, человеком забавным, обаятельным и очень приветливым.

Русские исследователи Конан Дойла (или, как они себя называют, холмсоведы) обратились к своим английским коллегам с вопросом: «Насколько инспектор Лестрейд в исполнении Борислава Брондукова соответствует канону и исторической правде?»

Ответ был таким: «Лестрейда невозможно адекватно перевести на экран. Но вашему Брондукову удалось невозможное. Ему удалось не только передать каноническое „крысиное лицо ищейки“ и „энергию фокстерьера“, но и показать, что инспектор Скотланд-Ярда — живой человек. Русский Лестрейд обрадовал всех, кто посмотрел ваш фильм. Он напыщен, темпераментен и глуп ровно в тех пропорциях, которых не смог достичь ни один западный актёр».

Позже Брондуков сыграл эпизодические роли в картинах «Спортлото-82», «Мы из джаза» и «Опасно для жизни», но появляясь в фильмах даже в небольших ролях, он неизменно вызывал улыбку зрителей. Екатерина Брондукова рассказывала: «Думаю, Бронечка понимал, что Гамлета ему вряд ли предложат, он знал свои возможности и всегда говорил: «Черт с ними, с главными ролями! Вы дайте мне хороший эпизод, и я из него сделаю конфетку!»

-10
-11

ВОТ ТАКОЙ БЫЛ ГЕНИАЛЬНЫЙ АКТЕР БОРИСЛАВ БРОНДУКОВ, КОТОРЫЙ ЛЮБИЛ И УМЕЛ ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ.

ДАВАЙТЕ БУДЕМ ПОМНИТЬ О НЕМ!

🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬

Спасибо, что дочитали!

Напишите в комментариях, что вы думаете об этом , если согласны со мной - поставьте 👍 . И подпишитесь на МОЙ КАНАЛ