Найти тему
Урбанист Лев

Про новый Восточный вокзал

В Москве открыли новый Восточный вокзал. И это знаменательное событие — последний раз какой-либо полноценный вокзал открывали около века назад, а в последнее время нас балуют лишь новыми станциями для электричек. Так что в этот раз всё по-настоящему!

Зачем он нужен?

Не секрет, что через Курский вокзал помимо дальних поездов проходят поезда второго, а в перспективе и четвёртого диаметров. Для полноценного функционирования (чтобы интервалы держались приемлемыми) нужны по два пути на диаметр. Участок рядом с вокзалом — Курская-Каланчёвская расширяют как раз до четырёх путей, на остальные просто нет места. А дальние поезда никуда не деваются, их тоже нужно как-то обслуживать. Поэтому сегодня решений проблемы три:

  • принимать поезда только ночью (1:00-5:00)

не вариант, потому что многие поезда приезжают днём, и это удобно

  • переводить поезда на другие направления

но все остальные вокзалы и так забиты поездами, так что тоже плохое решение

  • построить новый вокзал

Как вы догадались, остановились на последнем варианте.

Вот то самое бутылочное горлышко, которое и так донельзя расширяют
Вот то самое бутылочное горлышко, которое и так донельзя расширяют

Где этот вокзал?

Вокзал расположен у станций метро Черкизовская и МЦК Локомотив. Рядом проходит Щелковское шоссе, так что с транспортной доступностью проблем здесь нет.

Почему здесь? Тут достаточно путей, чтобы парочку выделить под пассажирские перевозки, да и места для новых зданий тоже много.

Еще одна причина — здесь легко отправлять поезда на Владимир и Нижний Новгород, которые и надо было куда-то деть с Курского вокзала. Ну и от Питера через Восточный путь получается несколько короче.

-3
Кому интересно, вот так поезда идут от вокзала на Владимир
Кому интересно, вот так поезда идут от вокзала на Владимир

Что вообще здесь есть?

К вокзалу есть крытый проход и от станции метро, и от станции МЦК. Очень удобно, особенно в такой ливень, как сегодня. Везде экскаваторы, лифты, что тоже плюс.

Это вход, которым будут пользоваться пассажиры с метро. Да, тут не очень много места
Это вход, которым будут пользоваться пассажиры с метро. Да, тут не очень много места
К вопросу «а не будут ли тут досматривать всех прибывающих пассажиров, идущих в метро» — нет, не будут (по крайней мере, в переходе), охрана специально говорит ничего не ставить на ленту, а пассажиров с детьми (почему именно их?) пропускают мимо рамок
К вопросу «а не будут ли тут досматривать всех прибывающих пассажиров, идущих в метро» — нет, не будут (по крайней мере, в переходе), охрана специально говорит ничего не ставить на ленту, а пассажиров с детьми (почему именно их?) пропускают мимо рамок

Единственная изюминка: если вы приезжаете на метро (не МЦК), вы будете досмотрены ещё один раз по полной программе, даже если вы просто вошли со стороны метро (ох уж эти шмоноскопы, но о них в другой раз). Приезжайте на МЦК или входите через вестибюль МЦК, если идёте с улицы.

На вокзале две платформы — одна высокая и одна низкая. Не маловато ли? Нет, дальних поездов впринципе не так много, чтоб строить больше платформ, и многие вокзалы так и живут (посмотрите на Пятигорск).

Пятигорск, в котором при таком количестве платформ ещё и пригород ездит каждые 20 минут
Пятигорск, в котором при таком количестве платформ ещё и пригород ездит каждые 20 минут

Сразу в проходе на вокзал есть спуск на высокую платформу. Удобно! Не нужно лишний раз идти в здание.

-8

Сама платформа до жути напоминает типовые на МЦД, разве что эскалаторы побогаче, да и вообще почище. Ещё тут раздают запряжки для телефона (за деньги, конечно) прямо на платформе.

-9
Вдалеке — Стриж, приходит на низкие платформы
Вдалеке — Стриж, приходит на низкие платформы
Вид на МЦК Локомотив. Ну и немножко недоделок, если после эскалатора и лифта вам нужно в другую сторону, а на улице дождь — можете промокнуть
Вид на МЦК Локомотив. Ну и немножко недоделок, если после эскалатора и лифта вам нужно в другую сторону, а на улице дождь — можете промокнуть

Входим в вокзал. Впереди — что-то вроде бизнес-лаунжа, говорят, для пассажиров премиальных поездов он бесплатен.

-12

Странно, что он выше второго этажа, с лифта все равно приходится подниматься по пандусу. Но ладно.

Вот основной зал:

-13
Да, кафе здесь есть и работает с первого дня открытия!
Да, кафе здесь есть и работает с первого дня открытия!
Вообще приятно, что на вокзале работает всё и сразу. Если что-то рабочие и доделывают, то только какие-то мелочи
Вообще приятно, что на вокзале работает всё и сразу. Если что-то рабочие и доделывают, то только какие-то мелочи

Здесь есть полный комплект сервисов для пассажира: кассы, банкоматы, туалеты, и всё всё всё.

В первый день как всегда приехало много шишек, поэтому здесь как никогда много людей в смокингах:

-16

А вообще здесь удобно. Именно не уютно, красиво (хотя отчасти да, вокзал приятен глазу), а именно удобно. До всего, чего нужно, идти порядка минуты, вокзал очень компактный.

Внизу есть выход на низкую платформу. На неё из-за низкого уровня пола приезжают Стрижи.

-17
-18

Всякие новомодные штуки РЖД с «сервисами для пассажиров» тоже не забыли:

-19

Отдельно хочу похвалить навигацию, здесь она простая, красивая и наглядная, именно этого не хватало существующим вокзалам. Дептранс, в общем, творит чудеса:

-20
-21
-22

Собственно низкая платформа. Кстати здесь крыша непропорционально маленькая для такой высоты, поэтому немного дождя на пассажиров всё-таки попадает.

Да, автомат со снеками стоит прямо на платформе! Опыт МЦК очень положительно повлиял на РЖД
Да, автомат со снеками стоит прямо на платформе! Опыт МЦК очень положительно повлиял на РЖД
-24

Практически первые пассажиры вокзала

(да, все заметили, как здорово получилась рука проводницы)
(да, все заметили, как здорово получилась рука проводницы)

А здесь, судя по турникетам на выход, могут скоро поставят шмон для прибывающих пассажиров, и тогда им нужно будет проходить два досмотра для прохода в метро:

-26

Вообще здесь на выходах (не путать со входами) стоят турникеты, чтобы люди входили в вокзал только через досмотр. На всех остальных вокзалах эту функцию выполняет бдительный дядька из РЖД-охраны.

Очень удобно, что автоматы с билетами на городской транспорт стоят прямо на пути прибывающих пассажиров, прямо в вокзале
Очень удобно, что автоматы с билетами на городской транспорт стоят прямо на пути прибывающих пассажиров, прямо в вокзале

Какие перспективы у вокзала?

Что известно точно — совсем скоро с Курского вокзала перебросят оставшиеся поезда, и тот переключится на работу только с диаметрами и пригородом (но сначала Курский вообще закроют на реконструкцию), так что в недалеком будущем Восточный вокзал станет более загруженным.

Ещё рядом построят полноценный ТПУ, под который уже зачистили площадь, которую занимал торговый центр. Тогда им будут пользоваться пассажиры северо-востока и востока области.

В целом, получилось очень неплохо, а для уровня России, я считаю, это невероятный успех — давно у нас не строили именно удобных вокзалов. Победить бы только некоторые болячки — и будет совсем здорово!