Найти в Дзене
Чтец смыслов

ТАИНСТВО БРАКА

Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский

Тайна сия велика. (Еф. 5, 32)

Когда Спаситель спросил самарянку о ее семейной жизни, она соз­налась, что жила незаконно. Спаситель сказал ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне име­ешь, не муж тебе (Ин. 4, 17-18).

По православному сознанию брак мыслится только один. Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24; Еф. 5, 31). Муж и жена — это уже одно, единое. Един­ство здесь разумеется не только по телу, но и по духу. У мужа и жены не должно быть тайны, они всегда должны друг другу верить, утешать, помогать, сочувствовать, поддерживать друг друга. И это единение мыслится не только здесь, на земле, но и вечно — конечно, в последнем только по духу. Вот почему нередко муж или жена, лишившись своего супруга или своей супруги, остаются на земле одинокими, веря, что в жизни будущей, вечной они будут вместе, живя как Ангелы на небе.

Но Православная Церковь разрешает верующим и второй брак, ес­ли умирает или разведется законно один из супругов. Но этот второй брак Церковь мыслит не как норму брачного жития, а лишь как уступ­ку человеческой слабости, по словам апостольским: если не могут воз­держаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели раз­жигаться (1 Кор. 7, 9). И только в крайнем случае Церковь допускает и третий брак. Четвертый же брак и другие она не разрешает, называя такое житие блудом.

На этом основании, благословляя священнослужителям своим (прежде их хиротонии), священникам и диаконам, брак,— Церковь раз­решает им только один брак, отнюдь не благословляя вступать во вто­рой брак и тем более в третий. Именно здесь Церковь показывает, что ее священнослужители должны быть примером всем остальным своим духовным чадам, являя пример воздержания и целомудрия. И совер­шенно заблуждаются, не понимают Духа Церкви Господней все те рас­кольники, которые желают установить второбрачие у православного духовенства.

В наши дни открытого неверия установился у некоторых легкий взгляд на брак: молодые люди сходятся и часто через два месяца уже надоедают друг другу и ищут развода, с тем чтобы соединить свою жизнь с новым, таким же случайным человеком и потом направиться к третьему и дальше. Не так по православному сознанию. Церковь Божия учит нас, что брак есть подвиг, крест, своего рода мученичество.

Замечали ли вы, возлюбленные, что когда совершается Таинство Брака в Православной Церкви, то священник ведет брачующихся во­круг аналоя с пением церковных песней: «Исаие ликуй», «Слава Тебе, Христе Боже, апостолом похвало», «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся» — то есть тех же песен церковных, какие по­ются при хиротонии во диакона и иерея. Это имеет глубокий смысл: брак здесь сравнивается с пастырством, которое есть мученичество во Христе. Брак двух существ, мужа и жены, есть новая жизнь уже не для себя одного, но взаимно друг для друга, а также и для своих детей,— это взаимная уступка друг другу, снисхождение к немощам других, терпе­ние друг друга, по словам апостола: Носите бремена друг друга, и таким об­разом исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

Но где же взять силы для такого подвига жизни, как устроить свою брачную жизнь мирной, доброй, снисходительной? — Только при по­мощи благодати Божией. Почему ныне многие люди скоро после брака начинают не любить друг друга и даже ненавидеть и спешат разойтись? Потому, что они сошлись без церковного брака, а лишь руководимые естественными влечениями мужа и жены друг к другу. На их брачной жизни нет благословения Божия, и они собственными человеческими силами не могут победить в себе вражды, которая является у них после удовлетворения плотской страсти.

Не то в браке, благословенном в Таинстве Православной Церкви. Здесь к естественному влечению супругов друг к другу присоединяется благодать Божия, облагораживающая это влечение. Господь дает супругам любовь друг к другу, снисхождение к немощам друг друга, тер­пение, мир. Посмотрите на благочестивых мужа и жену, Богом благо­словенных в Таинстве Брака: они до гроба друг другу верят, любят, за­ботятся друг о друге.

Ох, люди! Жалкие, ничтожные, зачем вы лишаете себя благодати Божией, этого великого блага? Для того чтобы получить материальное благо или даже научное знание, люди тратят много трудов и времени. Тут же, для получения Божией благодати, несравненно большего бо­гатства, чем золото и наука, требуется лишь смирение и вера. И однако немало есть, кто отвергает от себя благодать Божию. Что же, они сами себя лишают великого и драгоценного. Аминь

Житие священномученика Онуфрия (Гагалюка) на сайте: www.fond.ru