Мои подписчики, которые следят за постсоветским регионом, а в особенности за южнокавказским регионом и регионом Средней Азии понимают общее отношение России: Москва воспринимает их как личные, «собственные», пройденные и проверенные Советским Союзом, и старается не допускать любых иных игроков для активного политического участия в них.
После активных пертурбаций с Грузией и Украиной, стало очевидным, что почти все оставшиеся страны, имеющиеся в орбите естественных интересов России (за исключением Беларуси и Армении) - мусульманские.
И если с Беларусью и вечной торговой позицией Лукашенко все понятно, то Армения, инфраструктурно почти вся принадлежащая российским компаниям, а также разделяющая ПВО и ВПК с Россией - не играет весомой политической роли даже на постсовестском пространстве, сложно представить влияние Еревана на политику Беларуси или Казахстана или активную поддержку этими странами Армении, просто по коммерческому типу выгоды.
Естественно, в ситуации с мусульманскими оставшимися странами Россия умело и кропотливо выстраивала политику, в первую очередь, основанную на общей истории (советский период, 9 Мая), продаже вооружения и военных учениях, иногда и антизападной повестке, русском языке.
Постепенно, стало понятно, что важный религиозный фактор и, зачастую, этнический (тюркский) не использовался Россией и не прорабатывался и создавался вакуум.
Параллельно, в другом политическом центре, Анкаре, ещё с середины 90-ых была основана роль защитника ислама и сторонника крепкого тюркского мира, что активно поддерживалось Абдуллой Гюлем, бывшим президентом Турции, и нынешним президентом Реджепом Эрдоганом, вошедшим в «активное» и даже временами «агрессивное» лоно поддержки роли защитника.
В этой ситуации почти все мусульманские постсоветские страны обратили взор на Турцию, когда Турция обратила на них взор, основываясь на религиозной повестке и выгодных турецких коммерческих проектах.
На этом моменте, России стало ясно, что сохранять в орбите и держать тесные связи с этой группой стран без сохранения и улучшения дружеских отношений с Турцией не получится. Евразийские проекты были основаны также на партнерстве и стратегических отношениях.
России выгодно и нужно держать стабильные и крепкие отношения с Турцией, что подтвердилось в последней войне в Нагорном Карабахе. Азербайджан грамотно выстроил союзнические отношения с Турцией и, в результате, победил в войне.
Турецкие и азербайджанские коллеги провели объемную работу, особенно в коммуникациях с Россией, они большие молодцы. Армения с Нагорным Карабахом, живущие в иллюзиях, являются показателем России дружить с Турцией дальше, делая общее дело.
России стратегически не требуется христианский, хоть и максимально лояльный островок, чтобы раскалывать мусульманские страны или тюркские союзы, если он интересен Азербайджану и Турции.
Единственный вопрос, до какого состояния будет доведена Армения, учитывая что она максимально лояльная и почти все уже отдала, что могла. Хотя тут стоит измерять тем, придётся ли России делать «взнос» Арменией ещё раз, если, например, Турция и Азербайджан будут более в один момент тянуться к западным странам, а не к России.
Держать дружбу с Турцией придётся так. Так что, красные линии с Арменией впереди.
Будет любопытно, в первую очередь, услышать мнения коллег из Азербайджана и Турции.
Телеграм-канал «Денди с Остоженки»