Найти тему

Мы поспорили про СССР. Как так - факты одни, а каждый оценивает их с точностью до наоборот

На днях поспорил немного в комментах на Фэйсбуке. И там была задета тема СССР, которой не было в исходной статье.

Про СССР писал постсоветский автор, пусть будет дальше «молодой человек»…

Он учился на рубеже веков и в его учебниках было написано, что СССР был отстой, застой и ужас.

Ему возражали авторы среднего возраста. Я в том числе. В наших учебниках было много раз написано, что социализм – лучший и самый прогрессивный строй. Но почему-то мы пытались доказать молодому человеку обратное. А он почему-то приводил найденные им данные о том, что социализм – это неплохо. И может даже очень хорошо. Нам он почему-то не очень верил…

И я задумался о том, как же люди оценивают данные.

Вспомнил советский анекдот: На конференции писателей докладчик говорит:

- До 1917 года в Тульской области был только один писатель, а сейчас – 115!

Вопрос из зала: - А что за писатель был до 1917 года?
- Лев Толстой.

Примерно так же стоит оценивать и другие «сухие цифры»: например, производство автомобилей в СССР и США. Точных цифр не знаю, но у нас производили Волги, Жигули и Запорожцы, а в США – Форды, Бьюики, и что там ещё … В каких единицах можно сравнить качество?

У нас строили хрущёвки, там строили … что-то строили.

Как писал Маяковский - «одноэтажная Америка»… Россия тоже одноэтажная, но про это не писали в газетах. Но у них на участках запрещено выращивать картошку, морковь и прочее – надо иметь лицензию на сельскохозяйственное производство, насколько я знаю. 😊

Одноэтажная Америка
Одноэтажная Америка

А у нас на участках рядом с коттеджами академиков – грядки клубники, ряды малины, яблони и т.п. Обычные 6 соток. Только коттеджи академиков выглядят как дома американцев, а стандартная халупа на 6 сотках не очень похожа на средний дом среднего американца.

Ладно, это материальные статистики – их можно пощупать, взвесить, сфотографировать…

А как можно оценить нематериальные понятия?

Например, кто такие Свидетели Иеговы? Сколько их? Как они живут? Какая от них польза? Какой вред?

В какой статистике можно найти эти данные, из чьих рассказов можно узнать правду? Надо ли их защищать? Или на них надо нападать? Я для себя решил эти вопросы…

Кто-то сможет мне объяснить теорию для решения подобных вопросов? Написана ли эта теория в школьных или университетских учебниках? Нужно ли вообще уметь такого рода данные оценивать?