В группе из 250 детей был проведен долговременный эксперимент. Первые две недели детям сказки практически не читались, а затем целый месяц читались практически ежедневно (русские народные сказки А.Н.Афанасьева). Использовались те сказки, которые повествуют о наиболее опасных приключениях героя, о напряженнейшей его борьбе не на жизнь, а на смерть, об эгоизме и милосердии, любви и ненависти, жизни и смерти.(В.Ф.Базарный)
Оказалось, что, несмотря на систематическое чтение страшных сказок, в которых с героем происходят страшные приключения, у большинства детей (особенно мальчиков) замечено улучшение поведенческого и психоэмоционального статуса. Это сопровождается улучшением качества воображения, баланса возбудительных процессов, уменьшением проявлений эгоизма, ростом эмоциональной активности, любознательности, альтруизма. Значительно уменьшились тревожность и страхи.
Факт уменьшения страхов под влиянием народных сказок говорит о следующем. Сказка - величайший "освободитель" возбужденной энергии воображения, трансформатор ее из мира неопределенностей (страхов) в мир воображаемого определенного образа, действия, поступка, т.е. в мир силы духа. Вот почему взращенный в условиях дефицита систематического прослушивания народных сказок в раннем детстве имеет многие психокомплексы из неуверенности и страхов. Возвращение подлинных народных сказок в семью и детские дошкольные учреждения - шанс вырастить детей добро-ориентированными и бесстрашными.
Проблема народных сказок в том, что их лексика часто непонятна современному ребенку. Как быть? Сказки - это всегда феномен не книжного, а устного народного творчества. В этих условиях мамы, папы, бабушки и дедушки могут и должны сами стать творцами народных сказок.
А как Вы считаете? Нужно ли рассказывать детям сказки или лучше пусть смотрят по телевизору?