Мужество, как свойство характера, издревле воспевалось писателями, поэтами, летописцами. Как только произносится это слово, рядом появляются такие слова, как храбрость, отвага, готовностью к самопожертвованию ради высокой цели. Существенным моментом является именно цель. Бывают же храбры преступники! Но они не мужественны, так как имеют корыстную цель. Мужество всегда сопряжено с благородной целью. Любопытно, что в словаре Владимира Ивановича Даля, мужество определяется как состояние возмужалости, зрелого мужского возраста. Далее Владимир Иванович пишет, что это стойкость в беде, борьбе, духовная крепость, спокойная смелость в бою и опасностях.
В качестве примера хочу привести историю, описанную блаженным Августином: события происходили в древнем Риме. Марк Аттилий Регул - полководец римского народа, был в плену у Карфагенян. Последние, желая обменять этих пленных на соотечественников, взятых в плен римлянами, послали с этим предложением в Рим своих послов в сопровождении Регула, предварительно взяв с него клятву возвратиться в Карфаген, если он не добьётся исполнения их желания. Он поехал, но в сенате настоял на противоположном, ибо обмен пленными считал невыгодным для Рима.
Соотечественники, убедившись в этом, не принуждали его возвращаться к врагам, но он сам добровольно исполнил то, в чем поклялся. А те умертвили его неслыханными и ужасными истязаниями: заключив его в узком деревянном пространстве, в котором он вынужден был стоять, и набив со всех сторон острейшие гвозди, чтобы он не мог прислониться. Они умертвили его бессонницей. И совершенно заслуженно люди восхищаются доблестью этого человека. Но поскольку Регул человек военный, полководец, не так неожиданно проявление мужества с его стороны. Но он же живой человек! Жить-то ему хотелось!
Что дало ему силы проявить своё мужество? Он сделал, как сейчас говорят, осознанный выбор, быть верным своему народу, быть полезным своему отечеству. А отечество оставило ему возможность остаться в родных краях. Он же дал клятву врагу. Так ли важно было держать слово перед врагом? Регул должен был обеспечить честь и достоинство своей стране, будучи верным своей клятве. Он был истинным патриотом своего государства. Патриотизм - это любовь к своей земле, семье, этносу. Так в древней Руси богатыри уходили на войну, целовав землю родную, беря с собой в платочке горсть этой земли. Именно это придавало силы и мужество для тяжелых боев. Таким образом, основой мужества является любовь. А что такое любовь, наверное, лучше апостола Павла никто не скажет:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Так и получается, что без любви мужества не может быть. Интересный пример мужества приводит биограф М. И. Кутузова - Тарле. Хорошо известен факт первой Отечественной войны, когда наш великий полководец М. И. Кутузов принял решение сдать Москву французам, чтобы сохранить свою армию. Очень многие патриотически настроенные люди его не поняли и не поддержали. А Кутузов проявил свой патриотизм, но который не все поняли. Это очень мужественное решение, когда ты берёшь ответственность за последствия своих действий на себя, а вокруг никто твоих решений не одобряет. Тарле писал, что когда полководец выезжал из Москвы, ему было очень больно, ведь вместо обычного «Ура», солдаты опускали глаза вниз, им было стыдно за своего полководца.
Какое можно было бы дать ещё определение мужеству? Скорее всего это особое напряжение. Какая-то особая активность. Мужество связано с самостоятельностью, как особым видом творческой силы, заложенной Творцом. Таким образом, каждый человек имеет возможность быть мужественным в самых важных вопросах своей жизни. Только мужественный человек может осуществить верный выбор на своём жизненном пути. Он обладает сформированным самосознанием, хотя, думаю, оно формируется у нас в течение всей жизни.
Семья закладывает в детях способность различать добро и зло. Но даже, если в семье преобладает духовная расстроенность, а такое бывает, хорошо бы всегда помнить, что есть Бог, который через совесть, являющуюся гласом Божиим в человеке, подскажет, что есть добро, а где зло.
Вера в Бога требует самой высокой степени мужества. На протяжении всей Христианской истории всегда были мученики за веру Христову. А что исполнение Воли Божьей требует мужества, мы знаем ещё со времен Ветхого Завета. Так, когда Аврааму Господь повелел принести в жертву своего долгожданного и горячо любимого сына Исаака, Авраам через боль покорился Воле Божьей. Для него эта Воля была важнее всего на свете, он всегда следовал Ей, всю свою жизнь. Но думаю, на этот раз испытание было самым трудным. Исаак, когда понял, что отец собирается принести его в жертву, не ропщет, просит связать ему руки. Послушание детей родителям - это тоже мужество. Ангел остановил Авраама.
В современном мире, когда средства массовой информации твердят о необходимости исполнения своих желаний, о важности получения удовольствий, о стремлении к комфорту, не остаётся места мужеству. Сейчас получило распространение такое расстройство, как панические атаки. В сущности, речь идёт о невозможности совладать со своими переживаниями, которые настолько противоречивы, что формируют заболевание - невроз. Невротик - человек, желающий усидеть на двух стульях. Это человек с недостатком мужества, который никак не может сделать выбор и застрял между разными мирами. Он не может найти ответы на свои вопросы, не умеет посмотреть правде в глаза. Хочет счастья не напрягаясь, а напрягая окружающих людей. Во время войны не было неврозов. Люди жили настоящей жизнью, а не выдумкой. Игра в жизнь могла кончиться трагично. Люди имели мужество быть честным с самим собой, могли уважать себя. Самоуважение без мужества невозможно. А без уважения к себе, человек никогда не сможет ощутить полноту жизни, счастья.
В Ветхом Завете описан момент, когда фараон в Египте приказал умертвлять всех младенцев мужского пола повитухам под страхом смертной казни. Повитухи молчаливо воспротивились этому приказу, они не умертвляли младенцев, их предназначение было давать жизнь и они следовали своему предназначению, проявляя немалое мужество, рискуя быть казнёнными. Страх смерти очень тяжело преодолеть.
Мы знаем из Евангельских событий, что во время казни Господа, с ним остался только апостол Иоанн Богослов и женщины, сопровождавшие Его всегда. Господь прощает испугавшихся учеников. В этот момент мужество изменило им, но потом, с помощью Божьей благодати оно вернулось. И каждый проделал путь, который определил ему Господь. Это факт не разочаровывает, а позволяет верить. А милосердие Божие, Его помощь даёт возможность не пугаться своего малодушия, когда приходится с ним столкнуться в своей жизни. Мне очень отзываются слова святителя Тихона Задонского о том, что в Царство Божие идут большей частью не от победы к победе, а от падения к падению, но доходит до Царства Божия тот, кто после каждого падения, вместо того, чтобы садиться у края дороги и плакать над собой, встаёт и идёт дальше; и сколько бы он ни падал, каждый раз поднимается и идёт.
В настоящее время, главное, несмотря на то, что общество предлагает много благ, не забывать слышать голос своего сердца. Мужество всегда должно быть подкреплено силой благодати Божьей. Не всегда в детстве удаётся натренировать своё мужество. Тогда это делаем во взрослой жизни. Повседневным трудом. Но в нашей православной традиции есть посты, их четыре. Пост - это аскеза. Аскеза это мужество, подкрепляемое любовью к Богу, осуществляемое ради Бога, что позволяет освободить место для целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. По-моему так.