Найти в Дзене
Книжная Полка

Интервью с В. Блиновым. Вторая часть

— Вы коллекционировали не только книги, но и иллюстрации?

— Верно. Целые подборки иллюстраций. Некоторые – особенно интересные. Например, архив Веры Ермолаевой, живописца и художника-иллюстратора. В начале 1920-х на вместе с Казимиром Малевичем поднимала «Утвердителей нового искусства» (УНОВИС) в городе Витебске. Пик её творчества для детских книжек пришёлся на начало 1930-х.

— Сейчас такого не найти, к сожалению…

— Да, конечно, все это большие редкости. Самые старые экземпляры у меня – начала XIХ века. До цветной печати чёрно-белые иллюстрации в книжках раскрашивались от руки гуашью или акварелью. Красота нечеловеческая! Надо сказать, что все вместе книжки-картинки разных времён образовали некое документально-информационное поле, когда собрались в одном месте.

У собрания появилось совершенно новое качество, его можно сравнить с big date, потому что в этой массе были очень наглядно прослеживаются исторические, политические и культурные процессы – что и как происходило в обществе. Особую ценность материалам коллекции придает тот факт, что многие выдающиеся художники видели в книжке-картинке интересный камерный жанр. Многие из них задумывали, создавали книжку как собственный художественный манифест. Эволюцию этого явления в культурно-историческом контексте я постарался показать в сотнях иллюстраций в книге «Русская детская книжка-картинка 1900 – 1941».

-2

— Это же настоящие произведения искусства!

— Увы этот праздник угас в середине 1930 годов. Живая, красочная, потрясающая детская книжка-картинка ушла, погибла. Наступила «тоталитарная пустыня». Конечно, книги печатались, но в подавляющей массе это были выхолощенные, блеклые «агитки» лишенные прежней прелести, как крылья бабочек без пыльцы.

— Почему же несерьёзные детские книжки так цепляют взрослых?

— Наверное, потому что детские чувства, впечатления, образы иногда намного сильнее и искреннее чем взрослые. И в каждом даже вполне взрослом человеке в глубине души всегда живет ребенок.

-3

— Отличный материал для показа, выставки!

—Это правда. Знаете, коллекционеры они такие… «помешанные»! Собирают всё, что можно и ревностно хранят. В их хранилища не попасть, о жемчужинах их коллекций не узнать. Надо сказать, я не так сильно этим болею, к счастью.

В середине 1990-х годов большая выставка прошла в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие». В экспозиции были и сами книжки-картинки, и эскизы-оригиналы, и даже большие рекламные литографии-плакаты, все это периода до начала Второй мировой войны. Сейчас интерес к этой эпохе весьма высок. Появились много ценителей, коллекционеров. Во всем мире не мало ценителей русской книжки-картинки. Знатоки со всего мира: Англия, Франция, Соединённые Штаты специально приезжают на наши аукционы.

-4

— Вам не жалко расставаться с любимыми экземплярами?

— Да, конечно. Но не все в мире однозначно… Я очень рад, что сегодня прикоснуться к этим изданиям могу не только я, но и другие знатоки и фанатики книжки-картинки. Цветная литография (а именно этим способом печатались многие прекрасные книжки) это яркие, мощные краски. Книжки-картинки — массовые, доступные произведения искусства в тираже. Но: сохранялись они лишь у тех людей, которые чувствовали силу этих книг и понимали их ценность!