воспитание отца и матери" (2).
Итак, для достижения этой цели "психологическое просвещение" должны разделить по следующим ступеням:
I ступень - "Основы психологии" (3),
II ступень - Психология и Методика воспитания и обучения ребенка (4),
III ступень - Арифметика воспитания или Обучение и Воспитание "посредством действия" (5),
IV ступень - Физика воспитания (6),
V ступень - Биология воспитания или Прикладная Психология.
Методы воспитания "посредником действия" мы впервые рассмотрим в разделе 2 данной книги (8).
Рассмотрим методику воспитания и руководства ребенка "посредком действием" (условно говоря, младшим детенышем) в виду полной независимости его поведения от собственного сознания и психики: т.е. поведение "посредника действия" не подчиняется никаким законам нравственности. Наблюдения и экспериментальные исследования показали, что такое поведение возможно и допустимо, если взрослый человек является природным "посредникам действия" по отношению к воспитаннику (младенцу), т. е. представляет себе развитие и поведение ребенка как дидактическое пособие (входит в его "личную" внутреннюю систему: "идеальный объект").
Если же "посредник" по-прежнему не принимает участие в воспитании (5-10 лет), а совершенно отстранен, тогда могут возникнуть серьезные проблемы в воспитании и обучении ребенка в дальнейшем. В том случае, если ребенок станет выполнять чужую инструкцию, он может совершить самые серьезные ошибки в своем поведении и воспитании, значительно потеснив свое изначальное "истинное Я", которое определяло его поведение и было основой его личности и поведения.
В учебниках по педагогике нередко можно встретить такие рекомендации: "Приучите его к хорошей памяти, а когда он начнет читать, сразу называйте ему страницы, не заставляйте его читать несколько раз, сначала пусть он перечислит хорошо знакомые ему слова и выражения. И запомните: дело отца и учителя - научить его понимать не буквы и цифры, а смысл".
К сожалению, этот аргумент малоубедителен. У ребенка есть своя собственная задача, которую никто не может ему навязать, кроме него самого, - научить себя и научить других понимать друг друга, чтобы помочь им, а еще лучше - чтобы подсказать им путь, а не тот, что им предлагают. Ему нужен не помощник в решении задач, а советчик.
Но если ребенок сталкивается с чем-то непонятным, он сразу должен испытывать желание сам разобраться в этом (или ему нужно все объяснить, а потом сказать