Сергей Сорокин
Давно чесались руки написать оду. Оду первому выпуску нашего училища. А стал писать, понял, что ограничиться только первым выпуском не удастся – крепко мы повязаны и с первым и последующими выпусками. Начну же с Первого и им же закончу.
Летал в разных полках с выпускниками первого выпуска: Ермаковым Гошей, Салтыковым Сережей (оба, к сожалению, покойные), сделал несколько полетов в Росси в 91-м году с Голубевым (лётчиком-инспектором Лидской дивизии) имя, к сожалению, забыл, видел каким уважаемым и авторитетным был в Тукумсе Сергей Медведев – зам. по лётной полка, хорошо знал Вениамина Егоровича Абрамова, в ВВА познакомился с Сашей Коротковым и кое-что подсмотрел в его диссертации.
Уже на «гражданке» познакомился с Виктором Тилининым и Тихоновым-старшим (младший учился с нами).
Спасибо им, перечисленным и нет, за науку и помощь бескорыстную и, конечно, за из «первопроходство».
Первый выпуск для меня (думаю это тот случай, когда можно сказать и «нас», имея в виду, выпуск 74 года) в 70-том году были ЛЕГЕНДАМИ!
Первому выпуску досталось не сладко в бытовом смысле (база-то вначале была довольно убогой). Всё только начиналось. С них.
Мы, в 1970- 1971 годах, ещё не хлебнувшие полётов, на них смотрели крепко «снизу вверх»:
Летают!
Сами!
На Илах, Яках!!
Совершенно особое отношение было преподавателей к ним – трогательное, как к любимому ребенку.
Много было среди них после армии и из армии, возрастные.
Мужики. По паре раз за училище успевали некоторые сочетаться браком. Пользовались успехом у местных дам.
Очень. У женской части персонала училища.
По-особому носили форму, форму старого образца, с хромачами, надраенными как у кота…
Обрезали поля шинелей – чуть не под копчик. Помню компанию по борьбе с этим «злом», как подшивали недостающей длины полоски шинельного сукна.
Какой у них был оркестр (ВИА), как наяривал на «фоно» Веня Абрамов (потом судьба свела с ним в Копитнари)!
Хорошо помню, когда «Руц» - А.В. Руцкой, по каким-то делам летом 71 года приехал из Камня в Барнаул в училище и зашел на курс, к брату.
Руцкой-младший, - Вовка учился и выпускался с нами в 74-м. У старшего выжженный, кирпичный загар аэродромный. Выцветшая добела чистейшая и отглаженнейшая х/б гимнастерка, на пару верхних пуговиц воротник расстегнут – видно голубое шелковое (под ВКК) белье - особый шик потом у нас считался.
Небрежно-устало что-то сказал про особенности полета на «разгон» и «потолок».
Убил! Всех, кто это слышал!
Тебе-то только предстоит высшую математику сдать. А впереди еще аэродинамики курс и встреча с Ю.М. ЧЕРЕПЕНИНЫМ!!!
И ее (аэродинамику) учить надо – нужная для летчика вещь, солидно, со знанием дела делились эти небожители.
Потом про полеты. Элка – это вообще за пределами понимания: могут вообще с летной списать.
А их, первый набор уже нет (в смысле не списали и не спишут).
Руцкой попал в Бэбск. Инструктором на МиГи (УтиМиГ-15, МиГ-17). Через пару лет – всех поставил на место! И стал расти. Расти в «чужом», ибашно-истребительном огороде!
Заслуженно! Стал и там что-то строить, «прорабить».
Полки ФБА и оперативной разведки на Яках комплектовались до выпусков Барнаульского ВВАУЛ, в основном, тамбовцами (процентов 40-50), харьковскими (те, кто выпустились на Яках до их передачи в Оренбург). Харьковчане были уже комэски-зам. комэски, встречались и оренбургские, но
оренбургских были единицы. И были они на уровне к.з.
Были совершеннейшие деды из экзотических даже для того времени училищ типа Батайского (из до хрущёвских разгонов).
Процентов 30 было из УТАП (из ДОСААФ). Эти летали здорово. Но не имели «ромбов», потому росли не очень высоко, «забивали» собой клетки к.з. и НШ аэ и все – их не пройдешь! В смысле роста.
Ну а потом, уже когда был в бомберах и уже не рядовым, и когда стали массово переучиваться полки иба на Су-24 довелось посмотреть какие - такие они, эти ибашники ейские!
Хорошая школа. Сильно летали. В строю стояли, как качинские.
По земле с пикирования работать – учить не надо. Формальность пустая – отсидеть справа за инструктора, чтоб «клетки» закрасить.
Но этим надо было доходчиво и тактично объяснить, кто такой штурман, и что экипаж – сильнее, чем сидящие в одной кабине летчик и штурман. Объяснить, как в авиации, – доказав делом.
ПВО-шники с Су-15 (может мне так «повезло») – при полётах строями были просто… страшные люди! У них, чуть что, - типа откажет оружие, – таран!
И, похоже, на своих пытались тренироваться...
Глаз да глаз за ними нужен был строями! Повторюсь, может только мне так досталось.
И вот с такими (!!!) наш первый и последующие выпуски стали конкурировать!
И завоевывать для себя и для нас авторитет.
И завоевали свое «место под солнцем». Для себя и для нас, последующих выпусков.
Я пришел в 74 году в 10-й орап Щучин, Белоруссия.
Полк сильный, с традициями, прошел всю войну (57 потерянных экипажей, 11 Героев, 2 дважды), после войны участвовали и в Чехословакии, и у «арабов», в 80-тые одна эскадрилья на МиГ-21 сходила в Афган.
К нам, четвёртому выпуску уже относились без предвзятости, без опаски.
Спасибо за это второму выпуску: Вите Вутянову и Мише Пушкареву. Они уже были со вторым классом, готовились на первый. И третьему выпуску: Сергею Варсегову, Юре Синенко, Валере Катаеву, Валере Маркину, Володе Штрек – эти тоже поработали на авторитет БВВАУЛ.
Летали в 70-тые много, интересно, по-взрослому.
Погода белорусская осень-зиму расслабляться не давала. Как и Командующий 26 ВА – живая легенда, дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Беда с его первым вопросом нашим командирам: «Посему лёсики не летают?» (акцент у него был приличный белорусский).
Минимум три смены, плюс суббота – смена «по молодым». Летали бы больше, но на аэродроме сидели кроме нас: иап, управление иад, буксотряд.
Помню негласное соревнование нашей второй «яковской» аэ с эскадрильей нашего полка, но на МГ-21Р - кто и с меньшими эксцессами («первее») вылетит самостоятельно в боевом полку?
Погода зимой прижимала крепко. ПМУ просто не было. С месяц стоял минимум. Нас возят якобы по приборам, на самом деле «натаскали» сразу при минимуме на всю оставшуюся летную жизнь – у меня 21 посадка при УМП с инструктором (заходы – считай удвоить надо) это ДО первого самостоятельного на Як-28Р!
Надо выпускать. Погода - не минимум, но и не ПМУ точно. Видимость 3, нижний край метров 400. Но штурмана посадили такого, что директорного режима не надо, только слушай штурмана - «деда» и выполняй. Мы с Колей Новоточиновым зашли и сели по плану, а мужики на 21-х и «поколбасили» на посадочном изрядно и по паре дополнительных заходов со своим АРК скрутили!
А были они со славных «Качи», «Чернигова» и «Харькова»!
Просто ПРМГ у них не было и «дядьки» впереди.
Сильные ребята: Володя Коваль, Серега Ровенских, Володя Рябов.
С нашего четвертого выпуска большинство попало по профилю училища (орапы, бап – абсолютное большинство на Як-28), хотя доля инструкторов (Калманка, Чебеньки, Ртищево) уже была велика.
То, что кто-то, идя в авиацию, сознательно (сам, либо по подсказке) выбирал БВВАУЛ, видя себя в будущем фба-шником, разведчиком, а по выпуску оказывался, как Гена Курапов или еще непредсказуемей, - в Канске «праваком» на Ли-2, как наш Гена Попыхов, что в те годы было (тогда расценивалось, по крайней мере) для абсолютного большинства ТРАГЕДИЕЙ и серьезным испытанием характера.
А инструкторство?!!
Когда больше трети с выпуска – в инструктора!
Кто-то из наших, из инструкторов училищных, по-моему, правильно сказал, кто может и должен учить первоначально летать.
Ну, никак не с лейтенантским опытом училищным!
Ну ладно в родном училище («где родился, там и сгодился»), а в Чебеньках, Орске, Туле, Ртищево?!!!
Это почему?
Затыкали нашими братьями дыры.
И старшими, а уж позже младшими и массово. И пошли потоком в ДА, МРА, «корабелку».
А заткнув, не давали, как Володе Стовбер, расти, - мол, все равно «чужак».
Это с годами дозреваешь, что нет плохих ролей (для нас – самолетов), а есть плохие актеры (летчики).
К любому самолету прикипаешь, роднишься: он тебе что-то простил, ты - ему, он тебя выручил, подарил звериный кайф адреналиновый и тебе его бросить жалко.
Но все равно я убежденный сторонник сохранения, лелеянья профильности училища!
Такой, какой она была у нашего Первого выпуска!
И для нашего БВВАУЛ этой нишей должна была быть – ФБА, ША!
И всё-таки закончу тостом.
И именно за первый выпуск. Потому, что они – Первый!!!
За Первый выпуск! Как Жахнем!!! (повторять три раза и каждый последующий раз все с большим чувством и выражением).