А начало здесь:
Благодаря своему богатому разнообразию социальных структур и систем верований Африка предоставила полезный материал для разработки теорий, объясняющих продолжающееся существование верований ведьм и способствующих нашему пониманию динамики общества в целом. Подход Эванса-Притчарда (1937) объясняет верования ведьм Занде главным образом тем, что показывает их соответствие основным предположениям и способам рассуждения, или философии жизни, преобладающим в обществе, и, несколько случайно, связывая их с социальными условиями. Теоретические подходы к колдовству, принятые Дж. Д. Криге (1947) в отношении лаведу, Моникой Уилсон (1951) в ее сравнении мпондо Южной Африки с ньякюсой и Зигфридом Фредериком Наделем (1952) в его сравнении четырех западноафриканских народов, имеют более психологическую ориентацию, демонстрируя различную степень влияния.
Эти авторы объясняют верования ведьм как выражение стрессов, напряжений и пристрастий, возникающих в конкретных обстоятельствах соответствующего общества. Основной недостаток этих психологических подходов заключается в том, что, основываясь на спекулятивных предположениях, например, в глубинной психологии, они не генерируют гипотез, которые можно проверить. В последнее время этот подход развился или был вытеснен Леви-строссской структуралистской моделью, в которой когнитивная система общества рассматривается как логическая система сама по себе, а не просто как вторичное отражение социальных отношений. Этот подход обнаруживается в анализе Эдвином Арденером верований в ведьм баквери западного Камеруна (1970) и в последующих исследованиях У. Дэвида Хаммонда-Тука на мысе Нгуни в Южной Африке (1974) и Майкла Д. Джексона на Куранко в северо-восточной Сьерра-Леоне (1975).
Более социологическая ориентация обнаруживается в подходах Джеймса Клайда Митчелла (1956), Миддлтона (1960) и Марвика (1952, 1965). Сравнивая частоту обвинений и предполагаемых нападений на колдовство в различных категориях отношений, эти авторы связывают верования в ведьм с периодическими социальными процессами, такими как разделение линий на сегменты по мере увеличения их размера в последующих поколениях. С этим подходом связано повторное подчеркивание принципа, подразумеваемого в трудах большинства изучающих колдовство, что представление общества о характеристиках ведьмы усиливает его нормы, приводя негативный пример.
Все три типа подходов пытаются осмыслить то, что в современном обществе считается причудливыми и ошибочными убеждениями, и поскольку они обеспечивают функционалистские оправдания продолжения верований в ведьм, они подверглись критике. Например, Джеймс Р. Кроуфорд (1967) утверждал, что слишком большое внимание к идее о том, что обвинение в колдовстве является всего лишь симптомом социального недуга, приводит к неспособности признать, что это утверждение обычно озлобляет социальные отношения и увеличивает социальную напряженность, добавляя к ним новое динамическое измерение, например, делая ранее частную ссору публичной.
Точно так же Дуглас (1963) указал, что, хотя обвинение в колдовстве может способствовать процессам развития, таким как сегментация родословной, "оно также усугубляет все враждебные действия и страхи, препятствует мирному сотрудничеству ..." и "упорядоченным социальным отношениям." Тернер предостерегает от использования какого-либо единого объяснения сложных обстоятельств, приводящих к обвинению в колдовстве, утверждая, что "каждый случай или набор обвинений должен рассматриваться в общем контексте социального действия, которое включает в себя функционирование биотических, экологических и межгрупповых процессов, а также внутригрупповые события" (Тернер, 1964, стр. 315-316).
Продолжение следует.
Источник:
Hammond-Tooke, W. David. "Urbanization and the Interpretation of Misfortune: A Quantitative Analysis." Africa 40 (1970): 25–39. Reprinted in Marwick (1982).
Jackson, Michael D. "Structure and Event: Witchcraft Confession among the Kuranko." Man, n. s. 10 (March 1975): 387–403.
Junod, Henri A. The Life of a South African Tribe. 2d ed., rev. & enl. 2 vols. London, 1927. First published as Les Ba-Ronga (1898; reprint, New Hyde Park, N. Y., 1962).