В 2015 году, Папа Римский извинился перед коренным народом Боливии за роль католической церкви в их подавлении.
Андрес Мануэл Лопес, Президент Мексики, написал письмо Папе Франциску с просьбой принести извинения за роль католической церкви в жестоких репрессиях против коренных народов во время испанского завоевания. Почти 500 лет назад испанцы завоевали империю ацтеков. Это историческое событие, за которым последовала жестокая эксплуатация и угнетение коренных народов нынешней Мексики.
Андрес Мануэл Лопес прилагает все усилия, чтобы добиться извинений от тех, кто считается ответственным за бесчеловечное обращение с коренным населением Мексики. В 2019 году он направил письмо в Испанию с просьбой извиниться за злоупотребления колониальной эпохи со стороны правительства и короля. В 2021 году исполняется -500-летие испанского завоевания империи Ацтеков.
Когда европейцы прибыли в Новый Свет, они не только истребляли людей войной, рабством и болезнями, но и пытались уничтожить культуру коренных народов. Среди множества культурных трагедий в Мексике выделяется сожжение древних рукописей, иллюстрированных и написанных до и вскоре после вторжения испанцев,которые имеют название кодексы.
Мексиканские рукописи или кодексы, как их называют, представляют собой богато иллюстрированные тексты, которые дают представление о жизни, истории, религии и культуре Мексики до и после испанского вторжения, начавшегося в 1521 году. Только около двух десятков доиспанских кодексов пережили трагедию сожжения книг.
Книги были написаны и проиллюстрированы в основном микстеками, древним индейски народом, ацтеками и майя и восходят к 629 году нашей эры, вплоть до 1642 года нашей эры. Сохранившиеся микстекские рукописи в основном доиспанские, в то время как ацтекские рукописи демонстрируют влияние европейской культуры. Сохранилось только четыре кодекса майя, все до 1521 года нашей эры.
Мексиканские кодексы делались из длинных полосок оленьей шкуры, хлопчатобумажной ткани или бумаги из коры. Некоторые из них имеют деревянные крышки. Доиспанские кодексы складываются, как аккордеоны, показывая изображения на обеих сторонах фолианта. Если рукопись предназначалась для показа на стене, художники рисовали только одну сторону.
Только четыре книги майя пережили сожжение книг францисканскими миссионерами. Это Кодекс Дрезденса, Кодекс Тро-Кортесиана (Мадридский кодекс), Кодекс Пересиана (Парижский кодекс) и Кодекс Гролье.
Самым древним и наиболее хорошо сохранившимся является Дрезденский кодекс, хранящийся в фондах Саксонской государственной и университетской библиотеки. Рукопись была приобретена для Дрезденской придворной библиотеки в 1739 году в Вене как “мексиканская книга”, а в 1853 году была идентифицирована как рукопись майя. Рукопись, состоящая из 39 листов, исписанных с обеих сторон, и длиной около 358 сантиметров, первоначально была сложена гармошкой. Покрытый мелом письменный материал, аматл, представляет собой бумажное вещество, получаемое из волокна смоковницы путем замачивания и взбивания. Кодекс изображает иероглифы и цифры, содержит ритуальные и гадательные календари, расчеты фаз Венеры, затмений солнца и луны, инструкции, относящиеся к новогодним церемониям, и описания мест нахождения Бога Дождя, которые завершаются полностраничной миниатюрой, изображающей великий потоп. Выдающийся исследователь, работающий с кодексами майя в 19 веке был Эрнст Ферстеманн (1822-1906), королевский библиотекарь курфюрста Саксонии и директор Саксонской государственной и университетской библиотеки. Ферстерман объяснил числовые, календарные и астрономические системы в кодексе и определил, что божества, числа и названия дней в нем связаны с 260-дневным календарем майя. Ферстерманн также использовал кодекс, чтобы внести важный вклад в научное понимание календаря Длинного счета майя, который отсчитывал дни от даты создания майя.
Ацтекские кодексы были сожжены испанцами за их языческое религиозное содержание. Кодексы касались гаданий, церемоний, ритуального календаря и рассуждений о богах и вселенной.
Завоевание Мексики привело к массовым жертвам среди коренного населения в результате войн, голода и особенно болезней. Многие туземцы были низведены до состояния, близкого к рабству. Во время испанской колонизации Америки Церковь создавала миссии , которые играли важную роль в систематической эксплуатации европейцами туземного населения. Католическая церковь дала конкистадорам моральное право уничтожать коренные народы. Она также сыграла решающую роль в религиозных преследованиях коренных народов, разрушая религию и большую часть культуры коренных народов.
В своем письме президент Мексики просит вернуть ряд рукописей или кодексов коренных народов и карты ацтеков, которые в настоящее время хранятся в библиотеке Ватикана. Один из них-“Кодекс Борджиа", особенно красочная книга, растянутая на десятки страниц, в которой изображены боги и ритуалы из древней центральной Мексики.
Кодекс Борджиа считается одним из шедевров доацтекского искусства. Католические власти в колониальной Мексике отвергли подобные кодексы как работу дьявола и приказали сжечь сотни или даже тысячи из них. Президент Мексики добивается, чтобы эти бесценные произведения были возвращены в 2021 году, когда исполнится 500 лет с начала испанского завоевания Мексики.
Мигель Идальго был испанским католическим священником, ставшим героем мексиканской войны за независимость. Он выступал за борьбу с алчностью и жестокостью испанских конкистадоров. После пленения он был лишен сана, отлучен от церкви и казнен, а его голова выставлена на всеобщее обозрение в Гуанахуато до конца войны.
Обращение мексиканского президента к Папе Римскому является частью подготовки к празднованию в 2021 году 500-летия завоевания 1519-1521 годов. Многие рассматривают ранний период испанской колонизации как геноцид народа Мексики. Ватикан пока официально не ответил на запросы президента Мексики, содержащиеся в письме.
Источники: