Найти тему
True Rock | Rock ArtWork

Рецензия на концертный альбом Pink Floyd "Delicate Sound of Thunder" (1988).

Pink Floyd "Delicate Sound of Thunder" (1988)
Pink Floyd "Delicate Sound of Thunder" (1988)

"…Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает..» А.С. Пушкин «Каменный гость».

Гениями не становятся, ими рождаются. И неважно, куда занесла Вас жизнь: в судостроительный институт, или кулинарный техникум. Если вы пришли на эту планету с определенной целью, то Ваше призвание найдет Вас вне зависимости от местоположения на земной точке. То, чему суждено сбыться, обязательно сбудется, и Вы обязательно станете известным на весь мир музыкантом, если Вы рождены им.

1965-й год. Лондонский политехнический институт, архитектурный факультет. Именно в данном месте, в одно и то же время, собрались студенты, грезящие о всемирной музыкальной славе. К тому же не обделенные талантом и трудолюбием, способные идти к намеченной цели не обращая внимания на внешние обстоятельства. Все это в совокупности породило на свет такое «явление» как «Pink floyd». А речь в нашем сегодняшнем обзоре пойдет именно о них…Итак, Ричард Райт (клавиши, вокал), Роджер Уотерс (бас-гитара, вокал), Ник Мэйсон (ударные) -студенты, в лице которых, Вселенная, возможно, потеряла великих архитекторов. Зато… приобрела музыкальную группу, оставившую свой четкий, неповторимый слепок во времени. Вам может нравиться группа «Pink floyd», может не нравиться. Все это — дело вкуса. Но, наверное, нет такого человека, который бы не слышал ни одной из их песен.

Так.., кого же из музыкантов нам не хватает для полноты картины?! Ну конечно, мы чуть не забыли Сида Барретта — вокалиста и гитариста, между прочим, студента Кембриджского университета. Но, как впоследствии покажет жизнь, талант и высокий уровень IQ, к сожалению, не гарантируют их обладателю счастливую и безоблачную жизнью. Хотя об этом позже. Сейчас еще на небе ни одного облачка. Команда целеустремленных молодых людей отчаянно репетирует и доказывает свое право на существование в музыкальной мясорубке Лондона. А в 1968 году к уже существующей группе единомышленников присоединяется Дэвид Гилмор, который вначале просто заменяет Сида на концертах, когда тот не в состоянии выступать из-за наркотического опьянения. На заре становления в группе происходила естественная откалибровка лучших из лучших: одни музыканты приходили, другие уходили. Это все напоминало работу скульптора, который берет огромный кусок мрамора, отсекает от него все лишнее и в результате рождается шедевр.

До обретения своего истинного имени группа «Pink floyd», названная так в честь двух блюзовых музыкантов из северной и южной Каролины - Пинка Андерсона и Флойда Кансила, успела сменить много названий: «Sigma 6», «T-Set», «Meggadeath», « The Screaming abdabs», «The Architectural abdabs», «The Abdabs». И даже определенный артикул «the» покинул музыкантов лишь в 1970 году. Ну а дальше все шло по законам развития жанра успешных групп: 74,5 млн. проданных альбомов в США, 300 млн. во всем мире. Успех, популярность, звездная болезнь, наркотики. Группа прожила долгую и насыщенную жизнь: последний тур и ее негласный распад состоялись в 1994 году, а последнее выступление классического состава избранные счастливчики могли наблюдать в июле 2005 года на концерте «Live 8».

С 1964 по 1968 гг. фронтменом группы становится Сид Баррет, который в дальнейшем первым же и покинет группу, не выдержав тяжести тернового венца славы. Один из самых талантливых участников коллектива — он сломается от наркотиков, и никто не в силах будет помочь ему. Место ведущего гитариста в группе займет Гилмор — причем «крайне ненавязчиво»: перед одним из концертов за Сидом просто не заедут, оставив его дома. После ухода из группы Сид долго будет бороться со своим пристрастием, но проиграет в этой битве. И умрет, ведя отшельническую жизнь вместе со своей мамой в одном из захолустных городков.

Свои первые записи музыканты делают в перерывах между сеансами других исполнителей, использовав связи в студии звукозаписи. Это были кавер на классику ритм-н-блюза «Im A King Bee» и 3 песни Сида «Butterfly», «Lucy leave» и «Double o Bo». И у «Pink floyd» начинается клубная жизнь, в которой с позднего вечера до раннего утра происходит шлифовка исполнительского мастерства на гостях клуба «Каунтдаун». В это же время не обходит их стороной и телевидение - группа получила свои первые лучики славы и признание в качестве молодых талантов передачи «Ready Steady Go». Но в мире шоу-бизнеса деньги решают если не все, то очень многое, и первый крутой поворот в плавной жизни группы происходит с появлением в 1966 году менеджеров, которыми стал их поклонники, а по совместительству лектор школы экономики и политических наук -Питер Дженер и его друг Эндрю Кинг. Первая профессиональная запись была создана в январе 1967 года, однако почти сразу же группа подписывает контракт с EMI, вытянув свой счастливый билетик. И уже в марте, спустя всего 3 месяца их сингл «Arnold Layne» достигает 20-го места в чартах. Правда потом воспроизведение песни на радио было запрещено из-за не совсем цензурного содержания, повествующего о трансвестите, похищавшего ночами женское белье, а потом наряжавшегося в него. Но разве собачий лай когда-нибудь останавливал караван верблюдов?!)) Вот и здесь, на свет уже появился новый, молодой организм. За свой сорокалетний жизненный путь группа пройдет все стадии: зарождение, становление, метания в поисках своего «я», появление внутреннего стержня, кульминация роста, постепенный регресс, желание все вернуть, осознание невозможности повернуть время вспять и полный распад.

Если честно сказать, все альбомы группы достойны того, чтобы мы о них говорили: это и «Atom Heart Mother» 70-го года, занявший первую строчку в чартах Великобритании. Насыщенная музыкальная фактура данного альбома предъявила свои требования к музыкантам, и они не обошлись в данном случае своими силами: для аранжировки был приглашен сторонний специалист - Рон Гисин. И для записи были задействованы симфонический оркестр и хор. Далее в творчестве «Pink floyd» будут и эпические 23-х минутные поэмы, и инструментальные пьесы, и блюз «Seamus», сопровождающийся воем русской борзой. Ну а песня «One of These Days», где барабанщик Ник Мэйсон сильно искаженным через вокодер голосом произносит одну единственную фразу: «Как-нибудь на днях я искрошу тебя на мелкие кусочки» стала вообще концертной классикой.

В 1973 году у группы пик успеха - альбом «Темная сторона луны», с продуманной философской концепцией, весь проникнутый одной идеей. Мысли о жизни, смерти, людских пороках, о последствиях, ведущих к разрушению личности, к самой страшной каре Господней — безумию. Этот альбом вынашивался как любимое дитя заботливой мамочкой — 9 месяцев, и вошел в сокровищницу звукозаписи всех времен. Но после пика рано или поздно у всех наступает спад, и даже не в творчестве, а в энергии мысли. Появляется желание осмыслить, проанализировать, оглянуться назад. И в 75-м году выходит альбом «Жаль, что тебя здесь нет». Песня «Сияй, безумный бриллиант» посвящена Сиду и его психическому распаду. Когда музыканты записывали этот альбом в дверях студии неожиданно появился сам Барретт -располневший, наголо стриженный. Будто оживший призрак из прошлого… В 95-м году Гилмор и Райт назвали этот альбом своим любимым.

За альбом «Animals» на группу посыпались обвинения в слабохарактерности музыки. Но публика ошиблась: это шло зарождение акустических тенденций Роджера Уотерса. Чему в немалой степени способствовало заметное напряжение в отношениях с Райтом, который в итоге не внес значительный вклад в создание альбома, и звучание гитар в нем оказалось превалирующее. Ну а сам альбом по смыслу получился насквозь пронизан метафорами и символизмами. Из его отличительных особенностей можно отметить использование бытовых звуков для описания и обличения пороков членов общества.

Ну а теперь, чтобы поскорее приблизиться к нашему сегодняшнему объекту изучения — к альбому «Нежный звук грома», нам придется совершить небольшой скачок во времени и перенестись в 1983 год. Альбом «The Final Cut» с подзаголовком «Реквием послевоенной мечте» Роджера Уотерса, исполненный «Pink Floyd» Мрачный, затрагивающий актуальные и злободневные проблемы современности: страх перед ядерной войной, участие Британии в фолклендском конфликте. Альбом стал платиновым, а отношения двух лидеров группы окончательно разрушились. Во время записи Гилмор и Уотерс никогда не появлялись в студии одновременно, а песни альбома никогда не исполнялись на концертах. Вскоре Уотерс заявил о своем выходе из группы, и коллектив распался. Все остальные участники пошли своим путем и начали записывать сольные альбомы. Период распада длился вплоть до 86-го года, когда Гилмор и Мэйсон начали воссоздавать «Pink Floyd», параллельно улаживая юридические вопросы с Уотерсом. В итоге они отстояли свое право называться своим прежним именем. А теперь -главное блюдо праздничного стола! )))

Альбом «Delicate Sound of Thunder». Двойной концертный альбом, записанный во время пяти ночных концертов в августе 1988 года на стадионе Nassau Coliseum. В сентябре на студии Эбби Роуд было произведено сведение, а релиз был осуществлен 22 ноября лейблами «Emi» и «Columbia Records». Это была не первая после воссоединения попытка музыкантов записать концертный альбом. Предыдущие записи не стали издавать отдельным диском, а лишь включили бонусами в синглы к альбому «A Momentary Lapse of Reason». Попытка №2 удалась, и по возвращении в Англию записанный материал был собран в отдельную пластинку «The Delicate Sound of Thunder». Он стал первым рок-альбомом, прозвучавшим в космосе: советские космонавты взяли его на «Союз ТМ-7», причем музыканты «Pink Floyd» присутствовали при запуске корабля. А уже намного позднее, в честь этого факта, в комплектацию юбилейного бокс-сета был включен постер со словами «Все еще первые в космосе». К тому же, это был единственный альбом этой группы, официально изданный в Советском Союзе фирмой «Мелодия».

А теперь поразмышляем о причинах, побудивших музыкантов выпустить именно концертный альбом. Для любого артиста в данном формате есть свои плюсы и свои минусы. Из плюсов можно отметить живую энергетику зала. То, что невозможно воссоздать в студии. Атмосферность, драйв и нерв исполнителя. А слушатель в свою очередь может ощутить эффект присутствия на концерте. Из минусов же— отсутствие возможности убрать шероховатости, необходимость попадания в образ с первого раза. Но как мне кажется, у музыкантов все получилось. Причем если вспомнить, что не так давно группа восстала из пепла, словно птица Феникс, и у нее еще не было нового нотного материала, стратегия была выбрана верная. Музыканты напомнили своим поклонникам о себе, сделав прелестный сувенир - для истинных ценителей своего творчества.

Первый диск двойного альбома в основном посвящен песням «A Momentory Lapse of Reason».

«Shine on you Crazy Diamond» - композиция с альбома «Wish You Were Here» (1975 г.), открывающая и завершающая этот альбом и состоящая из 9-ти частей. Музыка написана Гилмором, Уотерсом и Райтом, текст - Уотерсом. В 2011 году песня заняла 2-е место в списке 25 лучших песен всех времен в жанре прогрессивного рока по версии сайта «Pop matters». Как уже говорилось ранее, она посвящена Сиду Барретту. Данная рок-баллада впервые была исполнена во время гастрольного тура по Франции в 1974 году. Музыка отражает содержание песни, слова которой обращены к Сиду. И напоминают ему о том, каким он был молодым и сиял как солнце, но слишком рано дотянулся до тайны и теперь запуган ночными тенями. Песня проникнута ностальгией по утерянному навсегда другу. Что может быть удачнее подобрано в качестве первой песни альбома группы, ностальгирующей по прошлому и своей былой юности. Романтическая музыка, не открывающая для поклонников ничего нового. Но такая задача, думаю, и не ставилась перед музыкантами. Все располагает к тому, чтобы сесть в удобное кресло, обнять любимого человека, сидящего рядом, закурить сигару и медленно потягивать 12-ти летний виски. Соло на саксофоне в финале песни, исполненное Диком Пэрри отлично разбавляет музыкальную фактуру и добавляет драйва.

«Learning to fly» -песня из альбома 1987 года « A Momentary Lapse of Reason (как и следующие 5 композиций)-первого альбома группы после ухода из нее Роджера Уотерса. Занимает 70 позицию в «Billboard Hot 100». На написание песни Гилмора вдохновили уроки самолетовождения. Боб Эзрин вспоминал: «когда звонил телефон, я все время отвечал, что Дэвида сегодня не будет, потому что он учится летать». На эту песню был снят клип, который редакцией журнала «Classic Rock» был включен в 100 лучших клипов 80-х годов. Песня о стремлении человека преодолеть свою природу и физические законы. О желании парить над землей, не только телесно, но и духовно. Отпустить на волю свою фантазию и не ограничивать себя ни в чем. Музыка и текст стремятся затронуть душу каждого. Мелодичные гитарные соло и спецэффекты, воссоздают атмосферу полета: вы услышите в композиции и свист ветра, и переговоры диспетчеров и крики птиц. Возможно, после прослушивания, Вы захотите научить свою душу летать…

«Yet Another Movie». Концертная и альбомная версии песни практически не отличаются, за исключением сильного эха вокала Гилмора в концерте. Ударники — Ник Мэйсон и Гэри Уоллис играли светящимися барабанными палочками, но т.к. в видеоверсию альбома данная композиция не вошла, режиссер фильма Уэйн Ишам вставил фрагмент соло в другую композицию — «Time». Тема песни — сражение одинокого человека с судьбой, с обстоятельствами. Мелодика песни уже более динамичная, нежели в предыдущих композициях, но более тревожная и проникнутая ощущением сломленной воли. На втором плане идут диалоги, взятые из фильмов «В порту» и «Касабланка».

«Round and Around» - инструментальная композиция-связка не вошедшая в видеоверсию. На мой взгляд, служит переходом от одной песни к другой. Автор музыки — Гилмор. По утверждению редактора журнала «The Amazing Pudding» Энди Маббетта существует никогда не издававшаяся версия данной композиции длительностью 5 минут.

«Sorrow». Была написана Гилмором во время уик-энда, который он провел, плавая вверх по Темзе на судне «Astoria», переоборудованном под звукозаписывающую студию. Причем сначала было написано стихотворение, которое потом было положено на музыку. Песня 6 недель находилась в чарте «Billboard Hot Mainstream Rock Tracks» на 36 месте. Концертный вариант лишь немного длиннее обычного. О потерянном рае скорбит память, длинный гитарный проигрыш изо всех сил старается передать чувства скорби, тоски о прошлом, мысли, звучащие вслух в тишине…

«The Dogs of War» -политическая песня из того же альбома. Она исполнялась на всех концертах группы в течении туров 87-89 гг. и была включена в видеоверсию альбома «Деликатный звук грома». Композиция повествует о тайных войнах 80-х годов, о преимущественном влиянии денег на военные конфликты. Ощущение неотступно и неотвратимо шагающей по всей планете войны создается монотонными ритмами ударных. Сегодня она здесь, завтра там. Везде, где есть деньги нам не спрятаться от войны.

«On the Turning Away». Концертная версия отличается от альбомной 87-го года удлиненным вступлением на органе и более длинным гитарным соло в финале. Вошла в видеоверсию концерта. Баллада повествует о глобальном одиночестве, которого можно избежать лишь не отворачиваясь от других, протягивая им руку помощи. Не отводите глаза от сирых и убогих. Лишь тогда мы станем нужными и перестанем быть одинокими. Добрая песня о нравственных принципах, проникнутая настроением «да будет мир во всем мире»…)))

«One of These Days» знаменует собой начало второго диска. Песня из альбома 1971 года «Meddle». «Изюминкой» песни является речетатив Мэйсона, который все время повторяет фразу: «Как-нибудь на днях я искрошу тебя на мелкие кусочки». Зловещие слова, искаженные и замедленные для создания жуткого эффекта обращены к Джимми Янгу -диджею на радио BBC, раздражавшего многих слушателей своими длинными, пространными монологами. Исполнение этой песни на концертах часто сопровождалось появлением большой надувной свиньи. А сам Мэйсон отмечал, что это его первое выступление в качестве вокалиста за всю историю существования группы.

«Time» -4-я композиция из альбома «The Dark Side of the moon». В 2011 году песня заняла 9 место в списке 25 лучших песен всех времен в жанре прогрессивного рока по версии сайта «Popmatters». Гитарное соло Гилмора между первым и вторым куплетом читатели американского журнала «Guitar World» поместили на 21-е место среди самых великих соло за всю историю. Песня дает повод поразмышлять над тем, на что мы тратим свое время. Что жить надо сейчас, а не готовить себя к будущему. Часы тикают, и каждый день ты приближаешься к смерти…Тиканье часов передает колеблющийся звук бас-гитары, а Мэйсон своими опережающими ударами по барабанам символизирует ускользающее время, которое мы безвозвратно теряем. В начале пьесы звучит какофония часов, которая была записана звукоинженером группы Аланом Парсонсом в квадрофонической технике. На концертах эти спецэффекты производили фурор.

«Wish You Were Hear» -композиция с одноименного альбома 75-го года, написанная Дэвидом и Роджером. Позиция №324 в списке 500 величайших песен всех времен и народов по версии журнала «Rolling Stone». Как уже говорилось выше, песня посвящена Сиду. Ничего лишнего, никаких особых спецэффектов. Основную смысловую нагрузку несут на себе гитара и голос. Рефреном звучат слова «Как бы я хотел, чтобы ты был здесь». Грусть, сожаление, эмоции, переполняющие душу, все это передано интонациями песни. Сид, узнав, что ему посвятили песню, на короткое время даже перестал колоться и попытался взять себя в руки. Но хватило его, к сожалению, ненадолго.

«Us and Them» -самая длинная песня альбома «Обратная сторона луны». Изначально она была написана в виде фортепианной пьесы для фильма Микеланджело Антониони, но режиссер забраковал ее, и пьеса была дополнена партией саксофона в исполнении Дика Перри и вокальными партиями Гилмора и Райта. И вновь в ней продолжаются рассуждения о том, что время идет, а мы все бегаем по кругу. О глобальном одиночестве и всеобщей разобщенности. Прекрасные саксофонные соло помогают отнести песню уже к джаз-року.

«Money» песня из того же альбома 73-го года. Эта песня игралась группой наибольшее количество раз. Один Гилмор исполнил ее на 780 концертах. Композиция начинается с вырывающегося из динамика звука открываемой кассы и звона денег. Агрессии мелодии добавляет саксофонная партия. Это уже хард-рок. Деньги -зло, но без них никуда. Герой то призывает их к себе, то гонит прочь, обвиняя во всех смертных грехах. Но видно, что эта проблема еще не нашла у него внутреннего разрешения. Композиция интересна своим ритмическим рисунком: начинается на 7/8, а на гитарных соло размер меняется на 4/4. За всю историю формирования 20-ки западных хит-парадов только две песни с таким размером попадали в топ: «Money» и песня Битлз «All you need is love».

«Another Brick in the Wall» (Part 2). Одна из наиболее известных песен «Pink Floyd» из рок-оперы «The Wall». Была номинирована на премию «Грэмми» за лучшее исполнение рок-дуэтом или группой. В мире продано более 4 млн. копий. В 1980 году песня была использована в качестве гимна протеста чернокожими студентами ЮАР против расовой пропаганды, в результате песня была запрещена правительством. Все вышеперечисленное становится еще одним кирпичиком, вложенным в стену отчуждения. Это сочинение — гимн протеста, рассказывающий о проблемах образования и издевательствах над детьми. В песне для более эффектной подачи материала использован детский хор. Многие находят, что ошибка в словах текста-двойное отрицание «We dont need no education» -намеренная. Она как бы акцентирует наше внимание на том, что образование, построенное на муштре детей нам не нужно. В песне заметно огромное влияние стиля «диско». Причем чтобы его прочувствовать и передать, Гилмор, по настоянию продюсера ходил в клубы, и смотрел, под какие ритмы «извивается» публика.

«Comfortably Numb» -еще одна песня из альбома «The wall». Авторы: Гилмор и Уотерс, оркестровка — продюсер Боб Эзрин. Песня стала очень популярной благодаря двум гитарным соло Гилмора. Они 4-е в списке 50-ти величайших соло мира по версии журнала «Guitar world». В основе песни реальная история из жизни Гилмора: когда-то он лечился от гепатита, и был на сильных транквилизаторах, а ему приходилось выступать. Причем ему в это время было так плохо, что даже рука не поднималась... По сюжету песни герой Пинк должен выступить на концерте, но ему мешают голоса, которые он слышит у себя в голове. Менеджер сильно обеспокоен состоянием его здоровья и вызывает врача, чтобы сделать ему укол. Первый и третий куплеты - это обращение врача к Пинку, а второй и четвертый -внутренний монолог героя, вспоминающего времена, когда он был счастлив. Он чувствует сожаление о потерянном прошлом, но впереди забвение и отсутствие боли. Стоит лишь врачу сделать укол... От этой песни бросает в дрожь...В ней идеально сошлись все составляющие: глубокий текст Уолтера и очень эмоциональная музыка в исполнении Гилмора. Журнал «Rolling Stone» назвал эту песню самой грустной песней о наркотиках.

«Run like hell». Очередная песня из альбома «The wall». Музыка была написана Гилмором во время работы над собственным сольным альбомом, а позже песня была доработана: в начало и конец были вставлены нарастающие возгласы фанатов. Уолтер говорил, что идея состоит в том, что группа превратилась в свое злобное Alter ego. Маршеобразная поступь музыки создает напряженную угрожающую атмосферу. Роджер, обычно, посвящал эту песню всем параноикам в зале.Практически во всех концертах эта композиция исполнялась на бис под взрывы фейерверка и с летающей свиньей над сценой и зрителями.

Альбом можно и нужно слушать. Это своеобразная подборка лучших Флойдовских песен, где они реанимируют свое прошлое, причем довольно успешно. Грамотно продуманный ход музыкантов дал им возможность напомнить о себе и вновь окунуться в прошлое, правда в уже несколько измененном состоянии сознания. 5 баллов из 5. Включайте, слушайте и наслаждайтесь этой прекрасной музыкой в хорошей компании….:)