В рамках марафона "99 антиутопий" я прочла книгу Р.Брэдбери "451° по Фаренгейту". Выбор на неё пал не случайно: ранее я уже слышала положительные отзывы о ней от моих знакомых и друзей.
Когда я начала читать это произведение, меня немного смутили первые страницы. После "1984" стиль показался слишком мягким и даже романтичным, как будто писала женщина. Ранее я уже пыталась читать Брэдбери (кажется, Вино из одуванчиков), но на тот момент мне не зашло, и я бросила. В этот раз я очень быстро втянулась в повествование, меня заинтересовал сюжет и сама задумка автора.
Сюжет: Пожарный Монтег получает удовольствие от своей работы. Вот только он не тушит пожары, он сжигает книги, ведь они под запретом. Дело в том, что миру не нужны разные люди, читающие разные книги. Равенство, глобальное упрощение, общие телепередачи и шоу, а также жесткий контроль за настроениями людей - это действительность, окружающая Монтега, его жену, соседей, коллег. Установленному порядку вещей приходит конец, когда Монтег встречает Клариссу, новую соседку. Её мировоззрение коренным образом отличается от остальных, и это наполняет Монтега сомнениями. По ходу повествования выясняется, что Монтег изначально был не совсем предан системе, на которую работал всё это время. Он спасал книги и прятал их в вентиляционной шахте. Чем все это закончится и удастся ли Монтегу спастись от механического восьмилапого пса, вы узнаете, прочитав эту книгу.
А прочесть я ее очень рекомендую.
Во-первых, у автора хороший простой слог, но речь богата и интересна.
Во-вторых, у книги динамичный и держащий в напряжении сюжет.
В-третьих, здесь есть глубокое содержание, которое является отражением нашей с вами действительности.
Именно сейчас мы наблюдаем глобальное упрощение всего на свете, движение к примитивному, которое ощущается во всех сферах жизни. Особенно это отражается на культуре и искусстве. Сейчас вся культура общества заключена в одном простом словосочетании "Тik Tok". Новоявленные музыканты из тик-тока ни в одну ноту попасть не могут, а танцы сводятся к кривлянию у камеры. Красота в инстаграмме у всех под копирку (главное, больше силикона и правильный ракурс!). Даже в литературе преобладают тенденции к упрощению. Стихи рифмовать уже не обязательно, можно писать верлибры и побеждать в конкурсах. Школьники давно уже читают "Войну и мир" в сокращении. А фанфики нынче пользуются большей популярностью, чем классики.
Именно тупой, бездумный, бездушный, послушный электорат нужен тем, кто выпускает на сцены Моргенштернов и Элджеев. Тем, кто вводит ЕГЭ вместо нормальных экзаменов. Тем, кто перестирывает грязное белье в телепередачах и навязывает людям бездумное потребление.
Это всё описано в прочитанной мною книге. Брэдбери ещё тогда видел эти тенденции, а сейчас они стали реальностью. Так что же мешает назвать этого автора пророком?
Ну и, перевернув последнюю страницу (образно, читала я ее в электронном виде), я задалась вопросом: наступят ли те времена, когда люди совсем перестанут читать книги, как в "451°"?
Всё-таки, думаю, нет. Всегда останутся верные им люди. Но книги уже давно отодвинуты на задний план фильмами и Ютубом.
***
Поделюсь здесь своим творчеством, которое затрагивает тему этого поста (упрощение всего) и публикацию про верлибры. Это стихотворение "Верлибры". Читайте, пишите свое мнение о стихотворении в комментариях.
Верлибры
Зачем над рифмами корпеть и над хореями стараться,
Когда весь прозаичный бред верлибром может называться?
Свободный стих без запятых напишет даже недалекий,
«Я вижу так», - заявит он и станет жертвой славы легкой.
Поболе ярости в стихах, подробностей интимных, яду!
Стыдоба, боль и грязь в трусах, что там еще народу надо?
Но были классиков стихи всегда гармонией и негой,
Ну а верлибры для меня – всего лишь отраженье века.
Не нужно думать и вникать, язык и нормы вспоминать,
Лишь сокращать и упрощать, строчить, писать и штамповать,
Ну и конечно, без сомнений, старье все в кучу накидать,
И керосином из брандспойта с улыбкой щедро поливать.
Автор: Гончарова Екатерина
Если вам понравилась эта публикация,
Я буду рада обществу читающих людей.