Facebook выпустил отчёт за четыре года, согласно которому лидером в распространении «вбросов» оказалась РФ, следом идут Иран, Мьянма, США и Украина.
Всё о новости
Facebook составил рейтинг стран, которые являются инициаторами большинства операций по дезинформации как внутри США, так и за пределами этой страны. По данным Facebook, на Россию приходится пятая часть всех удалённых сетей, которые плодят фейки. Компания сообщила, что она обнаружила 27 «российских» сетей, ещё 23 были связаны с Ираном и девять работали из США.
Работу по распространению фейков они связывают с Агентством интернет-исследований, так называемой «фабрикой троллей», спецслужбами и медиакомпаниями. Атаки из России исследователи наблюдают чаще всего в граничащих странах, США и Европе.
Facebook отмечает, что всё больше игроков на политическом поле извлекли уроки из российского опыта, и сами начали осуществлять операции по дезинформации в своих странах.
«Изначально это был своего рода „элитный вид спорта“, — говорит глава отделения кибербезопасности компании Натаниэль Глейхер, — но теперь мы видим, что в игру входит все больше и больше людей». Он также добавил, что такие усилия все больше напоминают операции влияния, которые проводились до появления социальных сетей, — «более узкие, более целенаправленные, дорогие, требующие много времени и достигавшие меньшего успеха».
Авторы исследования определили одну сеть, координирующую подобные атаки, которая связана с российской военной разведкой. Атаки из России, по данным Facebook, проходили, в том числе от этой сети, они были сфокусированы в основном на соседних с Россией странах и частично США.
Выборы президента США 2020
Часть организаций, проводивших атаки из России, набирали активистов и журналистов для создания контента, управления аккаунтами и размещения политической рекламы, говорится в докладе. В ходе одной из операций в Гане использовались подлинные учетные записи локальных участников. В другой операции фигурировали два веб-сайта, выдающих себя за оппозиционное и проправительственное агентства новостей:
«Под видом редакторов изданий была создана сложная сеть фейковых профилей на разных платформах. Для написания текстов на социальные и политические темы редакторы нанимали внештатных журналистов, в том числе из Европы и Америки».
В 2017 году Facebook обнаружил масштабную операцию по влиянию, в ходе которой российское «Агентство интернет-исследований» подвергло 126 миллионов пользователей платформы политической дезинформации перед выборами в прошлом году. С тех пор социальная сеть инвестировала ресурсы в контроль своей службы, в том числе наняла более 10 000 сторонних модераторов контента и экспертов, а также создала алгоритмы для поиска нежелательного контента.
The Washington Post при этом считает, что Facebook и другие платформы недостаточно активно борются с политической дезинформацией, раскрывая главным образом наиболее вопиющие операции, в то время как гораздо более мощная «вселенная дезинформации» остается незамеченной. Здесь издание опирается на свои источники в компании, согласно которым Facebook проявлял заметную «политическую нерешительность» в отношении определённых политиков и партий.
Ведущими странами, которые Facebook назвал инициаторами большинства операций по дезинформации как внутри страны, так и за рубежом, были Россия, Иран, Мьянма, США и Украина.
В докладе отмечается, что по мере того, как операции становятся все более изощренными, становится все труднее отличить их от подлинной политической деятельности. Эта проблема особенно остро стояла на выборах в США в 2020 году, которые в отчете описываются как «переломный момент в недавней истории операций по влиянию».
Наличие фальшивого и вводящего в заблуждение контента в социальных сетях стало наиболее важной проблемой для технологических платформ, включая Facebook, Twitter и YouTube, после выборов 2016 года, когда появились сведения о попытках России вмешаться в выборы в США. Многие критики с тех пор призывают к «дроблению» крупных технологических компаний и принятию законов, которые будут регулировать то, как платформы модерируют свой контент.