«Опять угар атеистический»… всплакнут добропорядочные почитатели икон, мощей, святых старцев и прочего… материального, что христианами назначено «инвентарём заступничества». Угадали. Именно эту тему и продолжим. Без всякой науки. Только Священное Писание и толика здравого смысла. Вводные просты: христианство насчитывает тысячи тысяч «святых заступников». Они разнесены по самым разным категориям, некоторые узкой специализацией обладают.
Один «святой» от кашля и поноса помогает, другой дорогу приятнее делает, третий — обязательно выступит небесным ходатаем перед Творцом, чтобы хавронья опоросилась обильно. Есть покровители — мореплавателей, святые — землепашцев, заступники — ткачей и прочих ремесленников.
Рангом повыше чудотворцы — вообще державу берегут, в бой батальоны большие водят. Заставляя озябших врагов (в трескучий мороз) с голым задом города неприступные штурмовать. Среди романтично настроенных рыцарей-мужчин и подавляющего большинства женщин — ТОП-1 молитв… само собой, к Богородице обращено.
Хотя Библия категорически возражает против посредничества и заступничества перед Творцом, полистайте статьи канала с доказательной базой. Не найдем в Библии и каких-то исключительных качеств Марии, которым нужно поклоняться. Тем более — молитвы Богородице слать. Но почему так стало принято? По единственной фразе в Евангелии от Луки, когда эта достойная женщина сказала такую фразу:
«Отныне будут ублажать Меня все роды (народы)».
Здесь расшифровка была дана ещё в первые века христианства, когда железом и огнём выжигалась «ересь» несториан. Образованные люди тогда благим матом орали: переводите и толкуйте правильно! Глагол «ублажать» в оригинале написан греческим словом «μακαριουσιν», в переводе «считать (называть) блаженным». Слово образовано от «μακαριζω» («блаженный, счастливый»). И «блаженным» Святое Писание называет… просто счастливого человека. Но в европских широтах совсем другие ассоциации почему-то возникли, став другим каноном:
«Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его». (Псалтирь, Псалом 111)
«Блажен, кого Ты избрал и приблизил». (Псалом 64)
«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум». (Притчи Соломоновы)
«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем». (Псалом 118)
«И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины». (Книга Бытия)
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». (Матфей и дюжина других упоминаний)
Так как будем переводить правильно Евангелиста Луку, который эллином был высокообразованным? Термин его греческий «μακαριουσιν»? Как так хитро развернули попы византийские, что он стал означать «ублажать»? Тем более, поклоняться и почитать, а не просто «считаться счастливым»?
Правильное толкование только одно: Мария была «благословенна между женами» (Лука). Столь высокого статуса она добилась, будучи избранной для выполнения Богу угодной миссии. Рождения человека-Христа. Именно поэтому она сказала (и была уверена): её будут ублажать. То есть, «называть счастливой» все народы.
Это же греческое слово «μακαριουσιν» встречается в книге пророка Малахии. В еврейском варианте Библии оно представлено словом «אשר». Перевод одинаков — «называть счастливым». В эпизоде Господь обещает благословение израильтянам, если они будут соблюдать Закон:
«Блаженными называть (греч. μακαριουσιν, евр. אשר) будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф». (Книга пророка Малахии)
Проверяем: «μακαριουσιν» переведено не как — «ублажать». А «называть блаженными». Трудно вообразить, что кому-то (даже в божественную голову) придёт мысль: почитать и превозносить евреев. До полного и бесповоротного их обожествления. Тем более, в исполнении других народов. Это же слово (греч. μακαριουσιν, евр. אשר) встречается в Песнях, где описывается отношение подруг к невесте.
Вот и расшифровываем правильно понятие. Люди «ублажали» (например) Иова, называя «счастливым». Высказывая почтение, а не превозношение или почитание. Было за что, поскольку праведник жил соответствующей жизнью, под защитой Бога. Был на закате дней счастлив мужчина. Хотя претерпел немало:
«Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня». (Иов и Послание Иакова)
Перевод правильный: «делало счастливым». Именно в такой парадигме описывает Марию Евангелие от Луки. Женщина была благословенна Богом, имея Сына-Мессию. Но, как ветхозаветный Иов, многое претерпела за Него. Никто не возвышал Богородицу при жизни, не обожествлял. Первые христиане, читающие на греческом и еврейском, — просто считали ее счастливицей.
Даже Иисус никак не выделял мать особо, не ставил выше апостолов и учеников. «Матерью и братьями», близкими людьми, Иисус называл всех христиан, живущих согласно воле Божьей:
«Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно (счастливо) чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны (счастливы) слышащие слово Божие и соблюдающие его». (Лука)
«... И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь». (Марк и Матфей)
А теперь подумайте над самым драматичным моментом Нового Завета. Христос, умирая на Голгофе, поступил с Марией, как любящий сын. А не как Первосвященник церкви. Марию он не оставил на попечение совета апостолов. Хотя знал же наверняка: им удастся ещё при жизни создать очень небедную церковную организацию. Не назначил мать возглавлять какую-то христианскую общину. Иисус передал Марию на попечение самому младшему из учеников — Иоанну. Который должен был стать… просто её сыном:
«Иисус, увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит матери Своей: Жено! се, сын твой. Потом говорит ученику: се, матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял ее к себе». (Послание от Иоанна)
Обратите внимание, Новым Заветом Мария упоминается только четырьмя Евангелиями: от Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Именно они досконально описали человеческую жизнь Иисуса. Но там нет понимания… что мать путешествовала с Христом по городам и землям Иудеи во время его служения. Рядом с Мессией постоянно находились самые разные женщины, которые оказывали разнообразную помощь предприятию.
Рассказывая о последующем служение апостолов и жизни первых христиан, Библия часто упоминает девушек и зрелых дам. Но среди них нет Марии. Помимо Евангелий, мать Иисуса лишь один раз упомянута в тексте Нового Завета. Специально подчеркнуто: Мария присутствовала при прощании с Иисусом в момент его Вознесения (читаем «Деяния»).
Проблемы Марии…
Несмотря на такой скудный набор нейтральных упоминаний, Дева Мария стала самой почитаемой «святой» и «заступницей». Не счесть, сколько во славу её возведено храмов и церквей, принято служений, нарисовано икон. Католики и православные в обожествлении её пошли разными дорожками, это тоже любопытно. Византийцы на VI Вселенском Трулльском соборе (691-692 гг.), почти через 700 лет после рождения Христа, каким-то непонятным образом установили: роды Иисуса были… безболезненными. А католики в 1854 году возвели в догмат «непорочное зачатие».
Тогда вопрос: откуда эти традиции появились в христианстве? Ответ долго искать не нужно, он давно известен. «Культ святых» когда появился? В IV веке. Как только христианство поставило государственную задачу перед Римской Империей — обратить любой ценой как можно больше язычников. Начав жёстко действовать «сверху», через вождей и князей, королей и царей. Императоров.
Скатившись таким «крещением» в полу-язычество. В котором культ богов и героев воспринимался через «предметы». То Марс щит уронит на Землю, то сандалики кто-то забудет из небожителей. Прикоснуться к этим вещицам — получить благословение свыше. Вот так, начиная с IV века, останки «святого», его личные вещи и предметы, к которым он прикасался, — стали «священными предметами». Имеющими какую-то магическую силу.
Именно с четвертого века Церковь осознает практическую силу косточек и прочего барахла, начинает подводить под это теоретический и богословский базис. Придумывается доктрина святых, как особых «ходатаев перед Богом», посредников между людьми и Небом… Произошло это ровно в тот момент, как христианство стало «государственной религией», раньше такой дичи общины христиан себе и помыслить не могли. Читали Слово.
Проблемы веры.
Вера в Бога Израилева и Его Сына Иисуса не растолковывалась, как раньше. А именно насаждалась силой часто, без сопутствующего подробного объяснения. С 313 года, вслед за удачливым императором Константином, в христианскую церковь многие пошли из-за веяний моды или по меркантильным соображениям. С 384 года — уже под страхом смерти в воду прыгать стали, спеша окреститься.
Избежать в этой ситуации «наслоения» одной религии на другую… было просто невозможно. Сформировалось «государственное христианство» с богатыми элементами язычества, идолопоклонства. Симбиозу рукоплескала сама Церковь, выдумывая новые, более смелые методики укрепления своей власти. Все дальше отходя от первоначальных установок Слова. Уж как ярились на это евреи…
Но бизнес есть бизнес. Потому что невозможно втолковать многобожнику-язычнику, необразованному простолюдину или образованному горожанину с эллинским классическим образованием… идею Единого Творца. Ну никак! Полжизни нужно ежедневных занятий, пока неофит не прочтёт Писание. Не поймёт правильность «исторического процесса» с монотеизмом.
«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Матфей)
Это ведь революция в мировоззрении, на минуточку. Как растолковать «вездесущность» Господа (пусть и троичного) без привычной тысячелетней практики «узкой специализации» божков и духов? Логика простая: чем ближе и «человекоподобнее» бог — тем быстрее он вникнет в бытовые чаяния просящего. Вот и завелись бесчисленные святые-посредники. Органично, без нарушения законов. Они же уважаемые христиане. Даже Энгельса можно к месту процитировать, точно мужчина подметил:
«Христианство … могло вытеснить у народных масс культ старых богов только посредством культа святых».
Все просвещены о трансформации язычества Руси. Когда славянский бог моря и мореходства Переплут дождался появления Николая Чудотворца. И мгновенно «взаимозаменился». Покровителем домашнего скота стал святой Власий, вместо бога Велеса. Перун-громовержец и повелитель дождя — Илия пророк. Богинь Рожаниц и Макошь, сопутствующий им женский пантеон — органично и спокойно в головах бабских сменила Богоматерь.
В неразделенной Церкви (до великого Раскола 1054 года) почитание Матери Божией было чуть ли насильно противопоставлено языческим оргиастическим культам богинь-матерей (Гее, Изиде, Кибеле, Астарте, Диметре, Персефоне и т.д.). Которые тысячи лет отвечали за плодородие, любовь, семейные отношения, деторождение. Это же из хронологии торчит.
Церковные торжества в дни Успения и Рождества Девы Марии… как-то странно совпали по времени с древними языческими празднествами по случаю сбора урожая, завершения сельскохозяйственного цикла и начала следующего.
Оглянитесь
вокруг, улыбнитесь. Сегодня шагу не ступить без армии «святых заступников», о Боге подумать недосуг. У каждого человека свой «святой» календарь: когда и в какой день родился, какое имя получил, какой профессией овладел, в какой «заступнической геолокации» проживает. Везде небесные покровители, которым следует молиться, тонны книжечек специальных лавки предлагают. Календарь православный или католический откройте, в весёлый ужас погрузитесь.
Почти каждый день — памятование какой-то святой личности, а самым популярным - так праздника великого не жалко. Полностью забыв Писание, где про заступничество и молитвенную поддержку перед Богом сказано очень просто. Христос для того и стал человеком, чтобы сострадать грешным людям:
«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». (Послание к Евреям)
Где тут намёк, что к «престолу благодати» вместе с Иисусом могут приводить какие-то «заступники», минуя Христа? Апеллировать к «святым» именам, надеяться на их праведные заслуги? Это ошибка, читаем:
«Нет другого имени под небом (кроме имени Иисус), данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». (Деяния)
«Через Него … имеем доступ к Отцу». (Послание к Эфесянам)
«Он … одесную Бога … и ходатайствует за нас». (Послание к римлянам)
А теперь к процедурным вопросам. Каким образом умершего человека назначают «святым». Очень странная, временами дурно пахнущая ситуация. Человек после смерти, якобы живет себе спокойно в раю (хотя на самом деле просто «спит» до Страшного Суда). Кто два года, кто полвека, кто вообще больше сотни годов… и вдруг! Вызов пришёл. С Земли грешной. В одной из церковных конфессий решили: пора тебе, мил-человек в Небесный храм Божий. Для исполнения функций заступничества. Уважь живых «земляков»…
Нормальный «святой», честный и принципиальный, ответит так: «Господа стяжатели всего мирского, дорогого и питательного! Несмотря на мои заслуги праведника и подвижника, мученика и мыслителя… я только теперь могу подойти к Творцу? Без одобрения вашей грешной (временами преступной) церкви Я это сделать не мог раньше? Не имел права? Изыдите…!».
Люди указывают мудрому и справедливому Создателю Вселенной, … однако. Штаты ему комплектуют. Кого Господь должен приблизить к Себе, а кого нет. Кому можно через пару лет молиться, а кто сотенку подождет. Между тем, о служении настоящих Божьих штатных сотрудников: ангелов, серафимов, херувимов и других небесных воинств — полный молчок. О них верующие вообще, кроме пары имен, вспомнить не могут. И это правильно. Не должны знать. Потому что принцип такой заложен в Писании:
«Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом». (Послание апостола Павла Колоссянам)
А вы про каких-то… человеков.
Читайте по теме: