Найти тему
Александр К

Балтика. Кронштадт

И красивый, и бравый,
Полюбивший бушлат,
Город воинской славы-
Неприступный Кронштадт.
Он на вахте не дремлет.
Никакого врага
На кронштадтскую землю
Не ступала нога.
флотский поэт Борис Александрович Орлов
Балтика. Кронштадт. Петровская пристань. Май 2015 года
Балтика. Кронштадт. Петровская пристань. Май 2015 года

Конец мая 2015 в Питере выдался прохладным, редкое солнце срывалось на тучи и моросящий дождь, но сидеть в номере гостиницы - малоинтересное занятие. Если в Питере я уже несколько раз был, то поймал себя на мысли, что никогда не был в Кронштадте. Кронштадт! Имею честь быть рожденным в СССР, да и служил я в Советской Армии. И это звучит гордо!

Сколько книг и фильмов было прочитано и просмотрено в советском счастливом детстве и в юности фильмов о событиях, связанных с Кронштадтом, не счесть! Решение принято, еду в Кронштадт! Поездку выбрал на автобусе в составе экскурсии. Вяло собравшаяся группа, наконец-то выехала на экскурсию.

День дождливый и все, кто не из этих мест, явно недоспали, но интерес впечатлений, так же, как и меня, привел их к месту сбора экскурсионной группы. Ниже фото из открытого источника, спасибо автору снимка ( у меня такого не оказалось).

Указатель на КАДе направления движения в  Кронштадт
Указатель на КАДе направления движения в Кронштадт

Автобус неспешно выбрался из Питера на Кольцевую автодорогу (КАД) и вскоре мы уже были на подъезде к городу. Если бы не дорога, я бы подумал, что Кронштадт стоит на острове. Эх, а он и стоит на острове Котлин. Только вот к нему теперь идут дороги.

Расположение Кронштадта
Расположение Кронштадта

На много километров вдоль дороги слева и справа - вода. Справа - воды Финского залива, слева - воды Невской губы. А ехали мы по дороге, проложенной поверх построенной дамбы, защищающей Питер от наводнений. Наконец, спустя час езды (между Питером и Кронштадтом всего 48 км) въезжаем в город. Въезд в Кронштадт по какому шоссе? Правильно! По Кронштадтскому шоссе.

Сам город небольшой. Ведь по-сути, это город-крепость, задачей которого являлась защита строящегося города Санкт-Петербурга. Не удивительно, что назначение Кронштадта было, да и сейчас остается тем же - защита города с воды. А построенная дамба уже выполняет мирную защиту - защиту Питера от наводнений.

Именно при Петре I здесь построена Петровская пристань и разбит красивый парк, построен первый в России сухой док для быстрого ремонта военных кораблей, здесь сохранились здания голландских кухонь, Летний сад, губернские дома, а город и сегодня делит на части Обводной канал. И сделано это было всё под руководством Петра I так толково и добротно, что на долгие годы Кронштадт стал показательным военным морским поселением и этим многое сказано.

Карта Кронштадта
Карта Кронштадта

В окне автобуса промелькнул Торговый комплекс "Кронштадтский". Похоже, концепция у магазина - "у нас есть всё". По магазинчику видно, что это бывший Дом быта советской эпохи, продолжающий служить жителям и гостям города.

ТК "Кронштадтский"
ТК "Кронштадтский"

В окне, вдруг промелькнуло здание, похожее на казармы, жаль, что вид испорчен безобразной палаткой сувенирной продукции. Надеюсь, ее уже
нет на этом месте или заменили на красивую, достойную того здания, на фоне которого кто-то разрешил предпринимателю её поставить.

Одно из старых зданий крепости у Обводного канала. Казармы?
Одно из старых зданий крепости у Обводного канала. Казармы?

Когда-то, 18.05.1704 года на отмели к югу от острова Котлин Петром I была освещена крепость Кроншлот, возведенная в рекордные сроки и со знанием фортификации. Так началась история славного Кронштадта. Ух ты, а городу то более 300 лет!!! Точнее - 317. Был бы "мальчишка", если отнять 300 лет! Получается, что с 1704 и до 1940 года, Кронштадт был единственной военно-морской базой России и СССР на Балтике.

Здесь в тяжелейших условиях было сооружено 17 морских фортов с не менее мощной минно-артиллерийской позицией. 400 пушек и 2700 защитников крепости стали "костью в горле" тех, кто не раз хотел захватить Санкт-Петербург. Форты Кронштадта так и не пропустили ни одного вражеского корабля даже в период блокады Ленинграда.

Наше знакомство с Кронштадтом началось с беглого осмотра прибрежной полосы, Кронштадтского футштока и Петровского дока. Вот несколько кадров сделанных бегом на побережье, пока ждали всю группу. В кадр попала батарея "Князь Меньшиков". Казематированную батарею построили в 1843-1850 годах на входе в Купеческую гавань.

Батарея "Князь Меньшиков". Не хватает еще двух уровней батареи, их разобрали после Великой Отечественной войны
Батарея "Князь Меньшиков". Не хватает еще двух уровней батареи, их разобрали после Великой Отечественной войны

Директриса обстрела - северо-запад, то есть - подавление попыток прорыва вражеских кораблей по фарватеру на Малый Кронштадтский рейд. Батарея «Князь Меншиков» вместе с фортами « Павел I» и «Александр I» огнём своих орудий прикрывала минную позицию (три заграждения) в районе Южного фарватера.

Батарея в плане - прямоугольник с двумя пристройками по краям со стороны Балтики. По проекту здесь должно было быть 44 орудия. В каждом каземате, всего казематов - 6, две трехпудовые бомбические пушки. В тыльных боковых пристройках размещались подъемники и погреба для бомб и зарядов, маршевые лестницы для личного состава батареи.

Но уже в 1896 году батарея потеряла своё значение и выведена из состава боевых сооружений. В период Великой Отечественно войны здесь в 1942 году были установлены два орудия типа Б-34 калибром 100 мм. И батарея получила номер 668. После окончания войны два верхних закрытых яруса батареи разобрали. А на момент экскурсии всё было мирно.

Пушки Б-34. Дальность стрельбы - 22, 2 км, досягаемость по высоте - 15 км, расчет установки - 9 чел, угол подъема ствола - 85 градусов, масса - 12, 5 тонн, скорострельность - 16 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда 910 м/с, снаряд массой - 15.8кг, затвор клиновый, объем каморы - 7,985 кв.дм., длина ствола - 5795 мм. Орудия Б-34 устанавливались на 2 балтийских и 2 черноморских крейсерах проектов 26 и 26-бис, послевоенных сторожевых кораблях (проектов 29, 42, 50), плавбазах проекта 310, канонерской лодке Амурской флотилии «Красная Звезда» и других кораблях и батареях береговой обороны
Пушки Б-34. Дальность стрельбы - 22, 2 км, досягаемость по высоте - 15 км, расчет установки - 9 чел, угол подъема ствола - 85 градусов, масса - 12, 5 тонн, скорострельность - 16 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда 910 м/с, снаряд массой - 15.8кг, затвор клиновый, объем каморы - 7,985 кв.дм., длина ствола - 5795 мм. Орудия Б-34 устанавливались на 2 балтийских и 2 черноморских крейсерах проектов 26 и 26-бис, послевоенных сторожевых кораблях (проектов 29, 42, 50), плавбазах проекта 310, канонерской лодке Амурской флотилии «Красная Звезда» и других кораблях и батареях береговой обороны

Пристань Петровская и в этот день была в работе.

Наконец, наша группа собралась вместе и гид начал рассказывать о Кронштадтском футштоке. Оказалось, что футшток измеряет уровень воды в Балтийском море и установлен на устое Синего моста через Обводной канал (фото взято из открытого источника).

Синий мост. Рядом виден Кронштадтский футшток (башенка видимой части футштока)
Синий мост. Рядом виден Кронштадтский футшток (башенка видимой части футштока)

Нуль Кронштадтского футштока является нулем для измерений абсолютных высоте на территории бывшего СССР. По сути, он имеет такое же значение, как Гринвич, только в части точки отсчета абсолютных высот и глубин. Так что Кронштадт - это наш "гринвич" по высотам, причем метрический (измеряет абсолютную высоту и глубину в сантиметрах).

Кстати, высоты орбит космический кораблей тоже измеряют относительно ноля Кронштадтского футштока. Конечно, больно смотреть на такое состояние видимой части элементов футштока, но имеем то, что имеем. У немцев, например, всё было бы отдраено, покрашено и сияло бы на солнце так, чтобы захотелось подойти и потрогать каждый элемент.

Почему мы футшток не можем привести в порядок? Снова кто-то скажет, что это - недостаток финансирования?

Ниже хочу показать схему, поясняющую принцип действия футштока. Всё просто даже без описания. Помните, что такое "сообщающиеся сосуды"? Ну, тогда не буду умничать.

Схема принципа действия Кронштадтского футштока. Футшто́к (от нем. Fußstock или нидерл. voetstok) — уровнемер в виде рейки (бруса) с делениями, установленный на водомерном посту для наблюдения и точного определения уровня воды в море, реке или озере
Схема принципа действия Кронштадтского футштока. Футшто́к (от нем. Fußstock или нидерл. voetstok) — уровнемер в виде рейки (бруса) с делениями, установленный на водомерном посту для наблюдения и точного определения уровня воды в море, реке или озере

Немного переместившись, экскурсовод продолжил рассказывать о первом сухом доке, сооруженным по указанию Петра I для быстрого ремонта боевых кораблей Балтийской флотилии. Док был построен ниже уровня Балтийского моря. Вода Балтики поступала в док, а когда надо было его осушить, то вода самотеком уходила в специальный бассейн, который был построен ниже уровня самого дока.

Гениальное решение. Никаких насосов! Док начали строить в 1719 году при Петре I, а закончили строить и ввели в эксплуатацию при императрице Елизавете Петровне 30.07.1752 года, лично запускавшей шлюзовые механизмы в честь чего был дан залп из 1331 орудий кораблей, стоявших на рейде у Кронштадта. Док сооружали 3000 человек: инженеры, солдаты, каторжники. Если первое время воду откачивали вручную, то с 1774 года воду откачивала за 9 дней установленная здесь шотландская паровая машина и делала она это на протяжении 75 лет! Сейчас сухой док зарос растительностью и закрыт для посещений (фото взято из открытых источников).

Петровский док. Длина - 384 метра, ширина - 34, глубина - 10 метров
Петровский док. Длина - 384 метра, ширина - 34, глубина - 10 метров

Сухой док, точнее то, что пока еще осталось от него. Не понятно, почему нельзя его очистить от зарослей, привести в порядок и поддерживать это состояние? Главные ворота на входе в сухой док закрыты. Навсегда? Может восстановят? Ведь если восстановить, то часть судов можно ремонтировать снова?

Главные ворота Петровского дока
Главные ворота Петровского дока

Вот такой вид открывается на канал, идущий под Синим мостом от моря к доку.

Интересно, что у Кронштадта не менее известный город воинской славы - Феодосия. Не знал этого, пока не увидел вот такой памятный камень.

Памятный камень о городах-побратимах
Памятный камень о городах-побратимах

Далее мы побывали рядом с Минным офицерским классом и Минной школой открытыми по приказу Морского ведомства приказом от 21.01.1874 года, а занятия в Минном офицерском классе начались уже 1(13) октября 1874 года и проводились под руководством Пилкина Константина Павловича.

Первым начальником Минного офицерского класса был Верховский В.П. Высшим чинам флота здесь лекции читал лично профессор Петрушевский Федор Фомич, практические опыты демонстрировал опытнейший ассистент А.С. Степанов, который позже продолжил дело Петрушевского.

Здесь преподавал физику кандидат Петербургского университета Иорданский Н.Ф., химию преподавали Шуляченко А.Р. и Чельцов И.М. (соратник Менделеева Л.И. и изобретатель бездымного пороха). Электротехнику преподавал Якоби Б.С, которого сменил позже Боресков М.М., Тверитинов Е.П. (этот человек сделал очень многое для создания электрической связи на флоте).

Электрический ток во взрывном деле актвино изучали Шиллинг П.Л, затем - Якоби Б.С., называя это вопросами "гальванизма". Флот требовал выпуска грамотных инженеров в различных областях науки на благо флота Российского и Кронштадт четко выполнял эту задачу многие годы. Сначала класс принимал ежегодно всего 20 слушателей и без экзаменов.

Курс дился 6,5 месяцев с 01.10 по 15.04 каждого года. Сдав экзамены, выпускники становились офицерами минного дела и направлялись на флот. В Минной школе обучалось 40 человек, которые выпускались нижними чинами - матросами-минерами и унтер-офицерами минного дела.

Для меня, бывшего военного радиста, механика засекречивающей аппаратуры телефонной связи временной стойкости и ранее активного радиолюбителя с личными позывными RA4CTE, RW6MHM является честью написать то, что мне удалось узнать от экскурсовода и из открытых источников. Не судите строго за нижеуказанную подборку материала о Попове А.С. Я признаю, что подборка субъективная, но это моё видение такого великого явления как Попов А.С.!

Попов А.С.
Попов А.С.

На десятом году существования Минного офицерского класса, давно уже ставшего не только кузницей кадров, но и исследовательским учреждением, сюда пришел работать Попов А.С. частенько заменявший болеющего Степанова А.С, причем Попов А.С. специализировался на исследовательских и преподавательских работах по электричеству.

Попову А.С., мы обязаны дошедшему до нас материалу электротехнического образования, ведь он одним их первых в России разработал практический курс динамо-машин и электродвигателей, ставший обязательным для слушателей класса. Некоторым из этих слушателей мы обязаны тем, что курс Попова по электрическим машинам дошел до нас, являясь ценным материалом для истории электротехнического образования в нашей стране.

Трудовой день Попова А.С. начинался в 9 часов утра. Лекции продолжались до 12 часов, затем после получасового перерыва начинались практические занятия со слушателями Минного офицерского класса до 15 часов. Вторые занятия происходили с 17 до 20 часов вечера. После вечерних занятий некоторое время приходилось затрачивать на подготовление опытов и практических занятий к следующему дню, и во всех этих работах Попов А.С. принимал самое горячее участие.

Чтобы иметь приборы, Попов А.С. выучился и слесарной, и токарной работам и работал со стеклом; он был опытным токарем и по дереву, и по металлу и весьма искусным стеклодувом. В 1896 году, как только стало известно об открытии Рентгена, в Петербурге в течение одного-двух дней были раскуплены все трубки Крукса.

В Кронштадте нечего было и думать о том, чтобы достать такую трубку, а без нее повторить опыты Рентгена было невозможно. Однако Попов при помощи своего сослуживца, Колотова С.С., сам изготовил необходимую аппаратуру и одним из первых в России начал опыты с рентгеновскими лучами, обратившие на себя внимание в литературе того времени.

Каждое воскресенье, каждый праздничный день, не говоря уже о буднях, Попова А.С. можно было застать в Минном офицерском классе. Он сам наматывал проволоку на катушки, сверлил и выдувал стекло, спаивал отдельные части приборов, словом, собственноручно производил большинство мелких работ, необходимых для его изысканий.

Насколько удалось ему овладеть всеми приемами работы, можно заключить из того, что первые реле, служившие для опытов с беспроволочным телеграфированием, были сделаны из старых вольтметров. Будучи практиком, Попов А.С. терпеть не мог писать о своих работах. Именно поэтому мы знаем о Попове А.С. из записей работавших с ним людей.

Георгиевский H. H. подчеркивает: «Ни один крупный вопрос, так или иначе соприкасающийся с областями физики и в особенности электротехники, не решался в морском ведомстве без участия Попова А.С. Такое быстрое завоевание авторитета в морской среде, помимо солидной подготовки и солидных теоретических знаний, объяснялось также и тем обаянием, которое производил А.С. Попов на всех соприкасавшихся с ним, вдумчивым отношением к тем вопросам, которые ставились ему на разрешение, и постоянной готовностью идти навстречу в разрешении и освещении этих вопросов».

Рыбкин П.Н. рассказывал: «Однажды было обнаружено, что проводка вдоль сплошного металлического борта корабля очень ненадежна. Морские электрики стали отмечать появление искр в тех местах, где их меньше всего ожидали. Эти искры часто портили изоляцию и вызывали на корабле так называемое „боковое сообщение“. Изучением столь интересного и актуального для флота вопроса занялся Попов.

Работая над исследованием причин, вызывающих появление электрических искр, Александру Степановичу пришлось столкнуться с мало тогда изученными явлениями колебаний токов высокой частоты. Он выяснил, что причиной нарушения изоляции было перенапряжение, происходившее, по-видимому, вследствие наступления в том или ином участке цепи явлений резонанса.

Александр Степанович настолько увлекся изучением колебаний высокой частоты, что случай с „боковым сообщением“ вскоре стал лишь началом той замечательной серии работ, которые впоследствии и привели его к изобретению беспроволочного телеграфа».

Александр Попов впервые продемонстрировал изобретенный им радиоприемник 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества в Санкт-Петербурге. 25 марта 1896 года он впервые в мире провел опыт радиотелеграфии, соединив свой аппарат с телеграфом и послав на расстояние 250 метров радиограмму из двух слов: «Генрих Герц». И то, и другое событие произошло до того, как итальянец Маркони подал патентную заявку на собственное изобретение (2 июня 1896 года).

Но так как Попов А.С. являлся преподаватель Минного офицерского класса, то имел ограничения на публикацию результатов исследований. Будучи связанным подпиской о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну, Попов не опубликовал результатов своих работ. Человек просто делал свое дело и весной 1897 года русский изобретатель провел опыты по связи на кронштадтском рейде, достигнув дальности надежной передачи в 640 метров.

Через несколько месяцев ему удалось перенести свои работы на корабли, и он установил связь между крейсерами «Европа» и «Африка» на расстоянии 5 километров. Путем совершенствования своей аппаратуры Попов постоянно увеличивал дальность связи без проводов. В 1901 году на Черном море он достиг надежной связи между кораблями на расстоянии до 150 километров.

Александр Степанович Попов скоропостижно скончался 13 января 1906 года в Санкт-Петербурге от инсульта. Было очень интересно увидеть здания, где исследовал, создавал и преподавал великий российский учёный и что нам Маркони с его патентом на радио?

Губернские дома 1714-1724 годов использованные для Морского офицерского класса и Минной школы
Губернские дома 1714-1724 годов использованные для Морского офицерского класса и Минной школы

Задуматься стоит и о том, что не было бы ни Минного офицерского класса, ни Минной школы, вообще, многого бы не было, если бы не пытливый ум и неуемная энергия Петра I, с юности боровшегося за передовые позиции России в мире по всем областям науки и техники! Памятник Петру I в Кронштадте имеет особое значение и при знании хотя бы того, что субъективно подобрано мной даже в этой статье, заставляет относится к Петру I, как одному из величайших людей в истории человечества.

Считаю, что если бы не Петр I, Россия до сих пор бы щи лаптем хлебала. В 132-ю годовщину Полтавской победы - 27 июня 1841 года в центре парка был торжественно открыт монумент основателю Кронштадта - Петру I (работы французского скульптора Теодора Жака, отливку выполнил российский мастер П.Клодт). Гранитный постамент памятника по низу был обнесён якорными цепями, прикреплёнными к орудиям, вкопанным в землю.

Место это "намоленное"! Здесь встречали прибывающих в Кронштадт морем императора, членов царской семьи, морского министра или командующего флотом. А теперь вот каждый может запросто подойти и постоять там же, спустя века!

Пошли туда, куда устремлен взгляд великого Государя, на Петровскую пристань.

Указатель направлений на Якорную площадь и Петровскую пристань
Указатель направлений на Якорную площадь и Петровскую пристань

Петровская пристань поразила естеством и единением с Балтикой. Нахождение здесь было наслаждением и сознанием того, что находишься ты у парадных морских врат флота Российского. Гордость берет за Россию и печаль, состояние увиденного в Кронштадте довольно плачевно! Стыдно должно было быть государству за состояние объектов в Кронштадте в 2015 году, надеюсь, всё стало лучше.

Сразу видно, приоритеты у государства не в сторону сохранения города-памятника, города-крепости. Это - факт и это очень печально. Но надеждой жив человек! Живем мы в великой стране и я надеюсь на лучшее - на пусть медленное, но восстановление и поддержание в достойном состояние того, что сохраняли для нас веками многие незаслуженно замалчиваемые люди. В этом трагизм России и Кронштадт - его очередной "индикатор".

На площади перед Морским Никольским собором расположена стелла на месте братской могилы погибших моряков. Погибли здесь участники восстаний на отдельных кораблях Российского императорского флота, как и большевики, руководившие восстанием на Свеаборгской военно-морской базе в 1905-1906 годах, установлен в 1957 году.

Безусловно, всё увиденное затмил вот такой Храм! Это Морской Никольский собор - Главный храм моряков России высотой 70,6 м., длиной - 83 м., шириной - 64 м. Высота до основания главного купола - 52 метра, диаметр - 26 метров. В соборе 17 колоколов, 16 из которых изготовлены заново. Собор старый, переживший жуткое время "свершений".

В начале 30-х годов в соборе открыли кинотеатр имени Максима Горького, часть помещений стала использоваться под склады. С куполов сняли кресты, сбросили колокола, разобрали алтарь. Художественная роспись куполов и стен внутри храма была закрашена. Фактически собор, заложенный в 1903 году в присутствии Николая II был уничтожен, но не разрушен!

В 50-е годы XX века в соборе обустроили гарнизонный военно-морской клуб. Фото видел в интернете, но безбожие это показывать не желаю. В наше время собор тщательно отреставрирован, в соборе размещены в том числе иконы Иоанна Кронштадтского - покровителя Кронштадта, икона Ксении Петербургской, икона Святителя Николая Чудотворца.

До реставрации собор был таким как на фото ниже (фото из открытого источника).

Собор до обновления (до 2009 года). Нововизантийский проект архитектора Василия Косякова, последний морской собор Российской Империи
Собор до обновления (до 2009 года). Нововизантийский проект архитектора Василия Косякова, последний морской собор Российской Империи

Рядом с собором стенд с описанием собора. В апреле 1901 года был принят проект архитектора В. А. Косякова c участием: гражданского инженера Владимира Шаверновского и гражданского инженера Викселя Александра Ивановича, высочайше утверждённый 21 мая (3 июня) 1901 года. Храм начали строить в 1(14) сентября 1902 года в присутствии вице-адмирала С.О. Макарова.

В 1907 году храм был воздвигнут, началась внутренняя отделка. Стоимость строительства собора составила 1,876 миллиона российских рублей. Освящение собора состоялось 10 (23) июня 1913 года в присутствии императорской семьи. Храм мог принять до 5000 верующих. Собор состоял в приходе кронштадтского морского Богоявленского собора, службы проводились до 1927 года. Окончательно храм был закрыт 14 октября 1929 года.

Описание собора
Описание собора

Рядом с собором показано описание экспозиции достопримечательностей вокруг собора.

Описание достопримечательностей рядом с собором
Описание достопримечательностей рядом с собором

Даже светильник на входе в собор в виде корабля.

Первое, что увидел, войдя внутрь - это масштабность внутреннего объема собора. Подумал сразу, в Кубинке есть Парк "Патриот" с Главным Храмом Вооруженных сил РФ. Уровень такой же, но здесь морской дух! Сразу понимаешь, что это - святыня Флота Российского!

Вот так выглядит центральная часть собора с 26-метровым куполом опирающимся на четыре пилона. Высота купола 51 м. Здесь 32 больших окна - 32 румба на морском штурвале.

Румбы
Румбы

Здесь во всем есть смысл! Интересно, что иконостас из белого мрамора помогали возводить: скульптурная мастерская Попова, императорская Петергофская гранильная фабрика, мозаичная мастерская Фролова, мастер скульптурных работ Андреев, художник Петров-Водкин.

Вид на центральную часть собора. В центре иконостас из белого мрамора возводимый в течение 6 лет. В 1929 году иконостас был полностью утрачен и был восстановлен в наше время по эскизам, архивным фото и материалам
Вид на центральную часть собора. В центре иконостас из белого мрамора возводимый в течение 6 лет. В 1929 году иконостас был полностью утрачен и был восстановлен в наше время по эскизам, архивным фото и материалам

Хоросы здесь великолепные.

Иконы здесь очень красивые.

Иконы
Иконы

Барельефы колонн поражают точностью деталей.

Барельефы на колоннах
Барельефы на колоннах

Фрески на потолке одного из объемов собора.

Верхние хоры.

Белый мрамор. Очень красиво.

В соборе установлена модель эскадренного броненосца «Бородино». Броненосец погиб 14 (27) мая 1905 года в Цусимском сражении. Из 865 человек экипажа выжил один человек.

В соборе очень красивые витражи.

В соборе портал отделан лазуритом.

Насмотревшись от души убранство собора, вернулись на площадь, закупили сувениры и сели в автобус.

С конца XVIII века в этом месте находился склад якорей, а затем и якорь-цепей со списанных кораблей и судов. Эти обстоятельства и дали название площади - Якорная

Часть площади - подъездной путь, выполнена из решетки отлитой из чугуна.
С конца XVIII века в этом месте находился склад якорей, а затем и якорь-цепей со списанных кораблей и судов. Эти обстоятельства и дали название площади - Якорная Часть площади - подъездной путь, выполнена из решетки отлитой из чугуна.
Чугунная мостовая
Чугунная мостовая

Чугунная мостовая (всего 200 м, но это - 15000 чугунных шашек) и Якорная площадь рядом с собором. Возвращаясь через Кронштадт в Санкт-Петербург, сделал пару снимков по видам на городскую застройку старой части города.

Удивительно, но в маленьком Кронштадте есть, что посмотреть. Можно побывать у памятников и памятных стелл, монументов: морякам-подводникам КБФ, морякам-десантникам КБФ, линкору "Октябрьская революция", Пахтусову П.К., Айвазовскому И.К., Попову А.С., Петру Великому, вице-адмиралу С.О. Макарову, адмиралу Ушакову Ф.Ф., подвигу мичмана А.Домашенко, адмиралу Беллинсгаузену, погибшим морякам клипера "Опричник", мемориальное "Полуденное орудие", морякам-героям Цусимского сражения, подвигу морзаводовцев в годы войны, в честь победы флотилии донских казаков над отрядом шведских кораблей 22.07.1656 года, защитникам Кронштадта в Великой Отечественной войне.

Посетить памятные стеллы: Города воинской славы Кронштадта. Увидеть памятный знак "Блокадной колюшке". Побывать у футштока. Посмотреть "Солнечные часы" и "Дерево желаний". Посетить часовню "Спас-на-водах", Тихвинскую часовню, музей-квартиру Иоанна Кронштадского, Владимирский собор. Кронштадтский морской музей. Братскую могилу жертв революционных событий. Памятный знак подводной лодке "С-156". Увидеть каменную карту. Музей тельняшки.

Карта более чем 30 достопримечательностей Кронштадта
Карта более чем 30 достопримечательностей Кронштадта

Выехав из Кронштадта, уже на дороге, проезжая по дамбе, посмотрел на город. Морской Никольский собор виден даже с дороги (когда знаешь куда смотреть).

Поездка в Кронштадт доставила большое удовольствие, а полученные впечатления надолго запомнились. Надеюсь, вам было интересно?

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.