Найти тему
Василий Самокатов

От чего зависит цена товара?

В комментариях был упомянут Светофор, как пример магазина с низкими ценами.

Про эти магазины пишут:

"Обычно магазины "Светофор" расположены где-то в конце города (аренда дешевле) и больше похожи на складские ангары. Поэтому в магазинах дешевле цены, что нет дополнительных трат на витрины, обслуживающий персонал и т.д.

Низкая ценовая политика складывается из того, что закуплен самый дешевый товар, чаще оптовой партией, возможно еще сбывают какие-то остатки, что не продается в других магазинах. Плюс аренда помещения низкая, т.к склады располагаются в промышленной зоне. Не нужно тратится на оборудование, витрины."

Посмотрим, действительно ли низкая цена определяется всеми перечисленными факторами?

Затраты предприятия (и магазина, в частности) делятся на постоянные и переменные. Постоянные - те, что не зависят от объёма продаж (аренда, витрины, освещение, отопление, повременная зарплата персонала и т.д.). Переменные - те, что пропорциональны объёму продаж - закупочная цена товара, премии персоналу от объема реализации. На самом деле классификация более сложная, но в первом приближении можно принять и такую схему.

Маржинальная прибыль (разница между выручкой и переменными затратами) ведёт себя так, как показано на графике:

-2

Она равна нулю при цене равной переменным затратам на единицу товара (точка A), стремится так же к нулю при очень высокой цене (при которой не удастся продать ни одной единицы товара, точка B), и имеет максимум между этими значениями цены (точка C). Логично, что если нет постоянных затрат, продавец назначит цену, примерно соответствующую той, при которой этот максимум достигается. Скорее всего, он найдёт её опытным путём.

А теперь посмотрим, как влияют на оптимальную для продавца цену постоянные затраты? Они на то и постоянные, что не зависят ни от объёма продаж, ни от его цены.

-3

Общая прибыль предприятия (разница между маржинальной прибылью и постоянными затратами) тоже имеет максимум. И цена, при которой будет получена эта прибыль - та же самая, при которой достигается максимум прибыли маржинальной. Это справедливо даже при очень больших постоянных затратах (на рисунке - $1680). Просто при этом назначив такую же цену мы получим не максимальную прибыль, а минимальные убытки.

Вывод: низкая цена не зависит от аренды, витрин и оборудования. Она зависит только от низкой закупочной цены - от объёмов закупки, от качества товара (чудес не бывает, как правило дешёвый товар не является качественным).

В этом году издательстве АСТ издана моя книга "Ценообразование с помощью друга Васи. Как управлять ценой в кризис на примере историй Василия Самокатова."

Вышли так же электронная книга и аудио-версия.